ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР 
альманах "Живая Арктика"


Владимир ВИЗЕ

ПОЛЯРНЫЕ МОРЕХОДЫ

 
Образец документа XVII века. Из ПутешествияМиддендорфа.
 
 
Могилы русских промышленников на острове Эдж. На кресте сделана надпись 1813.
 
На доске, в честь умершего на Новой Земле в 1768 г. Якова Чиракина надпись, сделанная экспедицией Пахтусова: Лета835...напоминаниеправославнымхристианамфевраля...днянаместепогребенЯковЯковлевичЧиракин

Славными именами русских полярных исследователей – Челюскина, братьев Лаптевых, Врангеля, Пахтусова, Седова и многих других – справедливо гордится русский народ. Эти исследователи дали незабываемые примеры самоотверженной работы и любви к родине, которые никогда не забудутся. Но есть среди русских полярников целая плеяда моряков из промышленников и казаков, имена которых мало известны. Их тысячи, но едва сто из них сделались достоянием истории. Таковы Семен Дежнев, Федот Попов, Савва Лошкин и некоторые другие. Биографические сведения о них крайне скудны, в огромном большинстве случаев мы не знаем ни года их рождения, ни года смерти, как не знаем и о всех совершенных ими полярных плаваниях.

Между тем эти полярные мореходы, выходцы из простых людей, сделали великие географические открытия в Арктике. Они первые, задолго до Баренца, побывали на Шпицбергене. К сожалению, история не сохранила нам ни имен этих первых "груманланов", ни года, когда они совершили свое историческое плавание. Кормщик Савва Лошкин впервые обошел всю Новую Землю и сделал свое имя бессмертным. Уже в XVI веке мореходы из Колы, Архангельска, Мезени, Пустозерка освоили морской путь к западносибирским рекам. В XVII-XVIII вв. русские называли Шпицберген Грумантом; отсюда и название "груманлане" – так именовались русские промышленники на Шпицбергене. Имена этих первых пионеров Северного морского пути также затеряны в тумане истории. Нужно отметить, что мореходы, посещавшие западную часть Арктики (Баренцово и Карское моря) были профессиональные моряки-промышленники, великолепно знавшие свое дело и не боявшиеся больших морских переходов, подобных переходу от Норвегии к Шпицбергену. Уже Борро, английский море-плаватель, посетивший север России в 1555-1556 годах, "ежедневно видел, как по ней спускались вниз много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек, доходя на больших до 30". Борро мог так же отметить, что "все ладьи опережали нас", вследствие чего "русские часто приспускали свои паруся и нас поджидали...".

АФАНАСИЙ (Конец XVI – начало XVII века)

Мореход из Колы конца XVI – начала XVII века. 17 раз плавал по Северному Ледовитому океану. О нем сохранилось следующее сказание: "В лето 7113 (1605) во граде Самаре был человек поморенин, именем Афанасий, рождение его за Соловками на Усть-Колы. И он сказывал про многие морские дивные чудеса, а про иные слыхал. И ездил он по морю на морских судах 17 лет, и ходил в темную землю, и тамо тьма стоит, что гора темная, издали поверх тьмы тоя видать горы снежные в красный день". Упоминаемая в сказании темная земля есть, несомненно, либо Шпицберген, либо Новая Земля.

   ПАНОВ АНТИПА ТИМОФЕЕВ (1694)

Лоцман. Благодаря его искусству в 1694 году была спасена яхта "Св. Петр", на которой Петр I совершал переезд из Архангельска в Соловецкий монастырь. Во время бури Антипе Панову удалось ввести корабль в Унскую губу. Выйдя здесь на берег, Петр собственноручно соорудил крест с надписью: "Dat Kruus maken kaptein Piter van a. Chr. 1694". Крест этот позже был перенесен в собор в Архангельске.

Сохранился следующий рассказ о лоцмане Панове; "Твёрдою рукою вел он яхту среди рассыпавшихся на камнях и отмелях страшных волн, зорко всматриваясь привычным глазом в береговые приметы. В решительную минуту подошел к нему Петр, давая указания в выборе верного пути. "Поди прочь, – загремел ему Антипа, – я лучше тебя знаю, как надо здесь править!" Опытный глаз и верная рука не изменили Антипе, и яхта, пройдя между рядами камней, в полдень 2 июня стала на якорь ввиду Пертоминского монастыря. Выйдя на берег, Петр сказал Антипе: "Помнишь ли, брат, как ты отпотчевал меня на судне?" Потом он поцеловал кормщика три раза в голову, подарил на память свое измокшее платье и назначил пожизненную пенсию".

ЛОМОНОСОВ ВАСИЛИЙ ДОРОФЕЕВ (Начало XVIII века – 1741)

Промышленник, отец великого русского ученого Михайлы Васильевича Ломоносова. Проживал в Курострове (вблизи Холмогор). Родился в 1681 году. Неграмотный. Плавал преимущественно в околоматериковой части Баренцова моря и в Белом море. Когда его сыну Михайле исполнилось 10 лет, Василий Дорофеев стал его брать с собой на море и ежегодно плавал с ним, пока Михаило не достиг 19 лет. Василий Ломоносов был первым среди поморов, который выстроил новое на русском Севере, значительных размеров судно – галиот "Чайку". Василий Ломоносов утонул в море в 1741 году

ХИМКОВ АЛЕКСЕЙ (1743–1749)

Кормщик из Мезени, неоднократно ходивший на промысел на Шпицберген. Прославился своей зимовкой на острове Эдж (русскими назывался Малый Брун), где он прожил, совместно с тремя товарищами 6 лет (1743–1749), ведя жизнь полярного робинзона. Решив зазимовать на острове, промышленники отправились на берег с целью разыскать построенную когда-то мезенцами избу. Избу эту они действительно нашли и, переночевав в ней, отправились обратно на корабль. Но его уже не оказалось на месте – разыгравшаяся ночью жестокая буря унесла корабль. Снаряжение, которое Химков и его товарищи унесли с собой с судна, состояло из ружья, двенадцати пуль, небольшого количества пороха, топора, маленького котла, ножика, 20 фунтов муки, огнива, трута и пузырька с табаком. С этим жалким снаряжением Химков и его товарищи прожили на острове Эдж 6 лет и 3 месяца, показав пример, исключительной выдержки и умения бороться с полярной природой. Зимовка Химкова на Шпицбергене описана с его слов (после возвращения Химков был вызван в Петербург) членом русской Академии Наук Ле Руа в книге "Приключения четырех русских матрозов, к острову Ост-Шпицберген бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили" (С-Петербургб, 1772).

Это первое, русское издание книги о полярных робинзонах впоследствии было переведено на многие европейские языки.

Два участника зимовки на острове Эдж, Степан Шарапов и Иван Химков, по возвращении на родину отправились промышлять на Новую Землю, где погибли в первую же зиму.

ЧИРАКИН ЯКОВ ЯКОВЛЕВ (1767–1768)

Крестьянин села Шуя Кемского округа, кормщик. Грамотный. Десять раз зимовал на Новой Земле. В 1767 году "одним небольшим проливом в малом извозном карбасу оную Новую Землю проходил поперек на другое называемое Карское море". Это было первым плаванием через Маточкин Шар, о котором имеются достоверные сведения. Чиракин не только дал описание этого пролива, но и представил план его. Кроме того, им было дано первое гидрографическое описание берега Новой Земли от острова Междушарского до Маточкина Шара (опубликовано Н. Чулковым). Доставленные Чиракиным сведения о Маточкином Шаре послужили поводом для организации экспедиции Розмыслова (1763–1769), в которой Чиракин участвовал в качестве кормщика.


назад главная содержание вперед

 

Рекламные ссылки: