В 1918 году Альберт Николаевич Бенуа заведовал Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, который размещался на Большой Морской улице под аркой Главного штаба. Мой отец, Павел Владимирович Виттенбург, ученый хранитель Геологического музея Академии наук и профессор Географического института, как и большинство петроградских ученых, принимал активное участие в просветительской деятельности. Ученые видели в просвещении единственный путь преодоления разгула невежества и дикости, охвативших страну после революции. В 1918 году Павел Владимирович был занят организацией школы с политехническим уклоном в поселке Ольгино, где жил с семьей. Параллельно он создавал Лахтинскую экскурсионную станцию с Музеем природы в бывшем замке графа Стенбок-Фермора. Для школы и музея ему нужно было получить некоторые материалы в Музее прикладного искусства. Так Павел Владимирович и Альберт Николаевич встретились, понравились друг другу, и Павел Владимирович пригласил Альберта Николаевича к нам на дачу. Альберт Николаевич в то время, как и все в Петрограде, голодал и холодал, ходил в пальто, подпоясанном веревочкой, и чувствовал себя одиноко. Вскоре он стал другом нашей семьи, подолгу жил у нас. Именно в это время наступил новый расцвет его таланта. Возможности его творческой натуры оказались еще далеко не исчерпаны. В 1920 году Академия наук при финансовой поддержке Северной научно-промысловой экспедиции организовала геологические изыскания на севере Кольского полуострова с целью исследования залежей железной руды. Павел Владимирович пригласил Альберта Николаевича принять участие в этой экспедиции. Несмотря на свои 68 лет, Альберт Николаевич с удовольствием собрался в путь. Мурманская железная дорога предоставила отряду "теплушку" – товарный вагон. Члены экспедиции оборудовали ее с максимально возможными удобствами, печуркой и всем необходимым для геологов и работы художника. Экспедиция выехала из Петрограда 8 августа, через две недели достигла Мурманска, а там пересела в моторную лодку, взяв на буксир шлюпку с экспедиционным снаряжением. Путь лежал вверх по течению реки Туломы. Ночевали на берегу в палатках. Вернувшись в Мурманск, экспедиция приступила к обследованию северного побережья Кольского полуострова с помощью военного траулера, осмотрела полуостров Рыбачий и прилежащие острова, а затем, уже на другом пароходе, направилась в Норвегию для знакомства с залежами железа в Киркинесе. 28 октября экспедиция вернулась в Петроград. Альберт Николаевич непрестанно работал и на частых остановках, и по пути следования делая наброски. Ему была предоставлена полная свобода в выборе тем и сюжетов. Он запечатлел во многих картинах своеобразную прелесть северной природы. По возвращении в Петроград члены экспедиции были приглашены на заседание ученого совета Северной научно-промысловой экспедиции. В состав совета входили президент Академии наук А.П. Карпинский, академики А.Е. Ферсман, Р.Л. Самойлович, П.Ю. Шмидт и другие ученые. После доклада Виттенбурга ученое собрание просило Альберта Николаевича ознакомить их с картинами и рисунками, созданными им за время экспедиции. Альберт Николаевич, переходя от картины к картине, провел собравшихся по тем местам, где работал и останавливался геологический отряд. В 1921 году в Доме искусств в Петрограде открылась выставка акварелей Альберта Николаевича, состоявшая из 76 работ, написанных во время экспедиции. Большая часть картин Альберта Николаевича из Лахтинского музея природы безвозвратно пропала в 1932 году при ликвидации музея (П.В. Виттенбург к этому времени был уже репрессирован). Картины мурманского цикла частично находились в Кабинете полярных стран Ленинградского университета, но их дальнейшая судьба неясна. Несколько картин хранится у меня и моей племянницы.
|