ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР 
альманах "Живая Арктика"


Людмила ПАНОВА

ДОМОСТРОЕНИЕ НА ТЕРСКОМ БЕРЕГУ

 

Поморский дом есть событие Бытия. И его строительство можно сравнить с писанием икон - сложнейшим искусством. Там - служение Богу, здесь своей семье, роду, потомкам.

Дом - событие большое, равное чуду. Его ставили на век. Ощущение поморского дома ни с чем не сравнимое - он удобен, в нем спокойно, у него особый дух, особое тепло, особые звуки. И все истинное и родное.

Поморский дом наполнен глубочайшим человеческим и вселенским смыслом. Здесь сопрягаются быт и бытие, жизнь и Житие, души предков и души ныне живущих, культура рода, общины семьи, здание и мировоздание. В течение многих столетий в доме создавался совершенный мир, где дела рук, мыслей и сердца питали душу человека через созерцание окружающей красоты, через слушание добрых и веселых песен и мудрых стариковских сказок, через вкус рыбы, добытой потом отца, и теплого материнского хлеба.

Поморы строили жилища в непосредственной близости от моря. Строили дома, соблюдая три главных принципа, чтобы: самому было удобно, соседу не мешало, вид деревни не портило.

Стоит такая изба, лицом к реке или морю, глазами на воду, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землей окнами, и приветливо манит к себе добрых гостей. Под кровом поморского 

дома жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки - до 20 человек и более.

Для постройки дома обычно выбирали тонкослойную сосну, т.к. тонкослойные смоляные бревна, если они под крышей и проветриваются, служат вечно. Заготавливали лес под строительство дома зимой. По известным приметам, строевой лес рубили в новолунье, так как вырубленный на ущербе сгнивает. Размер дерева подбирали согласно поговорке: "Всяк по себе дерево рубит", чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило, года три уходило на подготовительные работы, перед кладкой сруба. Чтобы все вредители древесины (жучки-паучки) ушли из бревна, его после окорки подвергали испытаниям в природных условиях, периодически переворачивая: под дождем, на морозе, на солнце, при ветре. Тогда бревно закаливалось, просушивалось и обеззараживалось.

 

В поморских деревнях у каждого мужчины непременно в хозяйстве был свой набор инструментов, плотницких и столярных, а просить у кого-либо считалось дурным тоном.

Самый главный инструмент плотника - топор. В Поморье бытует пословица: "Плотник думает топором. Это значит, что задумает, то и сделает им. Каждый венец требовал от плотника громадного терпения, мастерства, верного глаза и твердой руки. Надо было так сделать пазы, врубки, потайные зубья, так плотно притесать одно бревно к другому, чтобы между ними не вошло и лезвие тонкого ножичка.

Гвоздями долго вообще не пользовались, ибо топор в умелых руках плотника был всемогущим орудием. Срубленные топором торцы бревен гораздо меньше впитывают влагу, чем те, что отрезаны пилой.

Сруб укладывали на фундамент из камней плоской формы. Наиболее распространена в строительстве поморского дома была рубка в "обло", она способствовала сохранению тепла в помещении, предохраняя углы дома от холода и создавала интересные в архитектурно-художественном отношении выразительные решения конструктивно важных элементов стен. Небольшую часть бревна, выходящую наружу, называли остатком. Сруб, изготовленный из свежей древесины, обычно на некоторое время оставляли на высыхание для естественной усадки, после чего иногда вновь разбирали. При повторной оборке пазы прокладывали мхом, а по окончании сборки дома - еще и конопатили паклей.

После возвышения сруба хозяин выставлял ведро браги, хозяйка пекла пироги для работников. И было это заведено перед ответственным этапом: возведением крыши. Вообще-то пекли и угощали работников дважды, первый раз после первого венца, когда работу останавливали, давая неделю хозяину на раздумье: там ли он дом ставит, правильно ли он место выбрал.

Веками складывался опыт строителей-поморов и сегодня он уникален и достоин изучения в строительных университетах. Не имея никакой строительной техники, кроме своих рук, не имея никаких дипломов, лишь 2-3 класса начальной школы, поморы, тем не менее, знали и правило "золотого сечения" и много других секретов народного зодчества. Потому и дома, ими построенные, стояли по веку и более. Дома поморов были многосрубными, т.е. состоящими из нескольких частей, имеющих свое строго определенное назначение. Процитирую один из первоисточников: "...А на дворе хоромов изба на подклетке, да сени с подсением, да повалуша с подклетом, да сенник с двома хлеви, да анбар с подклетом, да мыльня" - таков крестьянский двор 1593 года в Варзуге..."

Давайте расшифруем составные части поморского двора. Итак, это прежде всего изба с русской печью, а также горенка, светлица, повалуша - не отапливаемые комнаты, примыкающие к избе и служившие преиму-щественно для летнего проживания.

Затем следовали постройки хозяйственного назначения: клеть - для домашних работ (плетения сетей, изготовления тары т.п.), используемая в качестве кладовой; примыкающий к крыльцу и расположенный под одной крышей с избой: подклет - нижний этаж строения для хранения припасов, инвентаря готовых изделий (бочек, корзин и прочего), сенник - для хранения сена, обычно чердачное помещение над хлевом.

Дом помора сиял чистотой. Пол шоркали до желтого цвета свежей, древесины, печь выбеливали. Для севера принципиальной была аналогия между домом и суточными и годовыми человеческими циклами жизни, между домом и космосом.

В северных колядках хозяин - месяц в дому, хозяйка - красно солнышко, а дети - части звездочки. Кто-то сказал, что для помора строительство дома - это работа до седьмого пота и еще - это превращение, природы в культуру. Человек, относящийся ко всему, его окружающему, предметно-чувственно уравнивал свой микромир, свое избяное со-здание с Миро-зданием. Но одновременно это же самое Миро-здание воспринимал. как огромную избу, обжитой терем.

Осмотрев и оценив до-ма снаружи, войдем внутрь. Поднимемся по крыльцу, откроем низкую дверь и независимо от желания поклонимся хозяевам, переступая высокий порог избы. Минимум мебели, только самое необходимое. Отличительной особенностью интерьера является преобладание неподвижной конструктивно связанной со срубом мебели. Форма и размещение ее, выработанные веками, отличались максимальной рациональностью и простотою линейных форм.

Сразу, в углу у порога, находится печь - центр хозяйственной части избы. Печной угол и пространство от него до противоположной стены считается местом хозяйки, называемым "бабий кут". Здесь висит наблюдник, полица для кринок, горшков, ушат с водой, сундучок и пр.

По диагонали от печи - красный или святой угол. Это самое чистое и парадное место в доме. Здесь висят иконы, а под ними - место для почетных гостей, во время свадьбы сюда сажают молодых. Когда же кто-то умирает в доме, то покойника кладут под образа.

В красном углу и стол обеденный стоит. Угол у двери в северном жилище назывался подпорожьем и служил местом для хозяина (для вязания и починки сетей, для занятий сапожным делом).

Остановимся на печи. У нее многофункциональные "обязанности". Она греет и кормит, светит и моет, лечит и сушит и спальным местом служит для старых и малых. Настоящий комбинат бытового обслуживания на дому! Рассмотрим видимые глазу детали печи. Подпечек - место, где хранят ухват, кочергу, лопату-пекло. Припечек - место, куда предварительно ставят чугунки с подготовленной для варки пищей. Падушина - собирает и направляет дым в тягу. Подом называли 2 части печи, 1-е место внутри устья и верхнюю ее часть, бочковидную часть. Отдушник предназначен для трубы угольного самовара. Кожух - нижний раструб дымовой трубы. Печурки служат для прослушивания носков, рукавиц.

Кровати обычно располагали напротив печи, вдоль противоположной стены избы. Спинки кроватей - изголовья и изножье чаще всего делались глухими, украшенными сверху несколькими парными фестонами. Кровати застилались поверх набитых оленьей шерстью матрасов лоскутными одеялами. Местом для сна детей постарше служили полати, занимавшие на высоте, превышавшей человеческий рост, все пространство от боковой стенки печи до противоположной боковой стены дома и от порога до печного столба. Зыбка, колыбелька подвешивалась на веревках к шесту на потолке или к кольцу.

Обратим внимание на пол. Он сложен из широких цельных плах. Гладко обтесанные бревенчатые стены, не оклеенные и неокрашенные, широкие некрашеные половицы и лавки вдоль стен - все сверкает чистотой и опрятностью. На столе домотканая скатерть, на стенах вышитые полотенца в красном углу - иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, на воронцах отливают солнечным цветом медная посуда.

Дом помора величав и просторен. Эти старые серебристые срубы хранят память о наших предках, об их трудолюбии и мастерстве, об их мерилах ценностей в человеческой жизни.

Домостроительство на Терском берегу было искусством общенародным и повсеместным, пожалуй, самым-самым главным. Сегодня разрушаются и уходят из жизни древние деревянные постройки, в том числе и поморские избы и неповторимые отдельные хозяйственные сооружения: рыбные амбары, сетницы, баньки, теневые избы. И сказочная деревянная Русь уходит с Севера, оставляя о себе память лишь в летописных источниках, живописных полотнах, фотографиях, сказаниях и песнях народа. А программа создания "Терского национального парка", включавшая в себя сохранение художественных деревянных построек старины, осталась лишь проектом на бумаге, так и нереализованным в жизни.


назад главная содержание вперед

 


Рекламные ссылки: