ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР 
альманах "Живая Арктика"


НА ВЫСТАВКЕ КАРТИН (1934 г.)

На выставку картин художника Петрова нас привело следующее объявление: "Выставка работ художника Константина Петрова, посвященная строительству Хибиногорска, открывается в помещении кино-театра "Большевик" с 20 декабря 1933 года. Под объявлением подпись: "Политпросветбаза". Выставка продолжалась три дня. Подведем некоторое итоги.

Вот картина "Стройка Обогатительной фабрики 2-й очереди". Что видит зритель? Очень серо, в сумрачных тонах нарисована фабрика, и вдобавок вся вершина ее волею художника Петрова закутана в мрачное дымовое облако. Почему у художника не нашлось радостных красок для индустриального гиганта? Почему он облек этот гигант явно неправдоподобной дымовой завесой? Картина производит безотрадное впечатление.

Взгляд переходит на другое полотно, изображающее Обогатительную фабрику 1-й очереди ночью. Чувствуется та же безыдейность и беспомощность, что и в первой картине. Сравним картину с действительностью. Посмотрим на Обогатительную фабрику ночью. На вышке, в лучах яркого электрического света реет красное знамя. Корпуса фабрики! Какой замечательный ряд огней! Они свидетельствуют о мощном технологическом процессе, о непрестанном движении фабрики ночью. Картина художника Петрова – печальная пародия на красочную действительность. Смотришь на картину и удивляешься, почему она нарисована в мрачных красках? Почему фабрика похожа на тюрьму?

А вот картина, подписанная: "Рудник". Что это за рудник? Парой аляповатых мазков сделана попытка нарисовать женщин. Что делают воображаемые женщины? Понять довольно трудно. А где же рудник? Рудник вдали. Рудник – это небольшое пятно желтой краски. Ну хорошо! Предположим, что художник ошибся, дал неравильное название картине. Поправим его. Картину следовало бы назвать "Попытки художественно изобразить погрузку балласта на платформы". Но попытка, как мы знаем, это еще не есть картина.

Переходим к следующему экземпляру. Картина "Большой Вудъявр". Тут уже ничего не понять. Белая краска перемешивается с коричневой и серой. Мы знаем, что такое "Вудъявр". Мы это озеро наблюдали летом в полярную светлую ночь. Великолепное зрелище. Maccа воды. Поверхность чуть-чуть рябит от легкого дуновения ветерка. Причудливо розовеют верхушки гор, окружающих озеро. Это летом. А зимой? Ровная площадь снежного простора. Уступы чернеют. С них ветер сдувает снег. Надо обладать фантазией сумасшедшего, чтобы сказать: "Картина художника Петрова изображает озеро "Большой Вудъявр". Это не озеро. Это несколько десятков граммов белой, коричневой и серой краски, беспорядочно намазанной на полотне.

Антихудожественый портрет бурщика. Снова почему-то выбран мрачный фон. Полусогнутая, неуклюжая фигура держит что-то в руках. Что-то, но не буровой молоток. А лицо бурщика! Лицо – сплошной желтый мазок, такой же, каким нарисован рудник. Ни носа, ни глаз, ничего. И, конечно, у нас нет таких бурщиков, каким изображает эту почетную квалификацию художник. Эта картина – злая издевка, оскорбление бурильщиков. На руднике есть ударники бурщики. Почему не написать подлинный портрет героя-ударника. Пусть каждый трудящийся знал бы в лицо лучшего ударника горняка-бурщика за работой. А желтая мазня, кому она нужна?!

Механизируется наш рудник. Мощные бремсберги и экскаваторы, мотовозы, скрепера, компрессоры, пневматические молотки. Как рисует механизацию рудника художник Петров? Он символизирует, он воплощает пятимиллионную рудничную механизацию в виде фигуры откатчицы, – символический, имеющий определенное классово-враждебное назначение. Небольшой рисунок. Тачка. Тачку толкает женщина. Грузная, неуклюжая, с огромным задом и косолапыми ногами, бегемот, а не женщина. Что же это? Случайный сюжет, легкомысленный этюд, игра карандашом, безобидный рисунок? Нет. Это омерзительный памфлет на механизацию.

Но это не все. Есть еще один факт, укрепляющий мысль об определенной классово-враждебной устремленности некоторых картин. Например, нарисовано окно. За окном на полках видны булки. Возле окна стоит женщина. Она безработная. Жалкая, изможденная, придавленная нуждой. Женщина просит милостыню. На руках у нее ребенок, завернутый в красные пеленки. Возле ног копошится другой ребенок. Где происходит это действо? Ведь выставка посвящена, как мы читаем в объявлении, Хибиногорску. В Хибиногорске нет такой булочной и нет таких фигур. Не существуют они и в нашем городе, и в других городах великого Союза, единственной в мире стране, ликвидировавшей безработицу.

Объявление о выставке подписано "Политпросветбазой". Обращаемся к тов. Болдину: почему под славным и уважаемым именем проникла халтура, вещи с классово-враждебной тематикой и почему все это именуется выставкой художника – подчеркиваем, художника – Петрова?

Обращаемся к горлиту тов. Фиалкову. Почему подобные картинки имеют хождение на правах картин, посвященных Хибиногорску? Товарищи! Где ваша революционная бдительность?!

Выставка художника Петрова, – это поклеп на хибиногорскую красочную действительность, случайные тени из кривого зеркала, и называть все это художественной выставкой по меньшей мере смешно. Наш советский зритель вырос в достаточной мере. Он уже в состоянии различать плохую картину от хорошей, советскую от антисоветской. Советским художникам рабочий класс, правительство и партия дают все возможности работать.

Мы – единственная страна, в которой для художественной деятельности есть широкий простор. Наше строительство вдохновляет художников – и мы поддерживаем творческий порыв, но только тогда, когда он идет на пользу, а не во вред. И когда художник сбивается с правильного пути, тогда наша общественность говорит: "Товарищ художник, вы идете по неверному пути. Вы ошибаетесь. Ваша тематика хромает. Пересмотрите свои картины, перестройтесь. Овладевайте высокой техникой художественного искусства и станьте художником, достойным эпохи.

                                                                                                                                                                                                                                                           Некий - З. Кон



Рекламные ссылки: