1. ОТ БИОМАССЫ – К
ИНДИВИДУУМУ
Вибрирует, вздрагивает
биологический мир, колышется, расползается,
сжимается, окрашивается то злостью, то
усталостью, то новым сексуальным напором,
делится на острова народов и рас, стай и
стад.
И дышит. Кто жабрами, кто легкими, кто всей
незащищенной кожей. Два встречных незримых
потока постоянно пронизывают друг друга:
на землю спускаются одни души, а от нее
отлетают другие. И это движение есть
безусловная часть неведомого нам и
непознаваемого механизма, именуемого
Жизнью.
То, что биологи именуют
биомассой, есть живая, в разной степени
разумная плесень, отличающаяся
способностью превращать с помощью сложных
физико-химических процессов
неорганическую материю в органическую. Эта
способность сохраняется в плесени до тех
пор, пока она обладает катализатором жизни.
Мёртвая органика распадается на свои
неорганические составляющие, становясь
прахом, землёй. Плесень обустраивает мир
вокруг себя. Любимый биологами дождевой
червяк формирует слой гумуса вовсе не
потому, что хочет угодить хлебопашцу. Он
обустраивает свой собственный мир. Твари
земные метят (каждый по своему) территории
обитания. Армия овец и без человека
способна опустынить какую-нибудь новую
Сахару. А человек...
А человек –
единственный из всех живущих на земле –
способен выступать в качестве активного
преобразователя природы, со-творца, творца
новой природы городов, "окультуренных"
земель, рукотворных лесов и озёр, творца
условно жизнеспособных локальных миров,
субмарин и космических кораблей. Он,
безусловно, зазнался, крыша у него едет
довольно давно. И, осознавая собственное
сумасшедшее сверхтворчество как беду (в
том числе и для себя), он уже не может
остановиться.
Бедный Чарльз Дарвин,
пытавшийся распознать этапы творения,
превратился в знамя биологического
авангарда, а его великая борода,
привязанная к древку, беспомощно реет над
очередным самомнением человечества.
Держась за эту бороду, человечество
набросилось на антропоцентризм, и вот уже
сколько лет пытается перевести сознание
Человека (как Венца Творения) на уровень
гидры или амебы (во имя всеобщего равенства
видов). Даже в этом своем анархистском
заблуждении человек выступает как Венец. А
самоуничижение человеческих особей и их
групп есть не более, чем ложная аскеза
людей, потерявших Бога, а вместе с Ним –
смысл.
И тогда смысл
превращается во что угодно. То есть, любая
формула превращается в смысл, любой
болезненный бред – в истину.
Что уж говорить о
философии сообществ (стран,
сгруппированных и рассеянных народов, рас).
При всей борьбе внутри этих сообществ, для
внешних объектов они пытаются выступать в
качестве единого организма (это похоже на
то, как юриспруденция наделила организации
(т.н. юридические лица) правами,
ответственностью, именем – то есть тем,
чем обладает физическое лицо). И целые
страны, целые народы ведут себя как
отдельные персоналии, навязывающие другим
свои взгляды силой, или сгибаясь перед
чужой волей, или продолжая древнюю борьбу
за выживание в лесах Амазонки, куда еще не
докатилась массово крутая волна
цивилизации.
Обман, коварство,
декларация прав на владение природными
богатствами и другими людьми, различные
формы военного и политического насилия
– это и есть моральный кодекс
сегодняшних групп, составляющих
человечество. Расовая и религиозная
нетерпимость – лишь частные проявления
общей схемы. Надутый агрессивный
патриотизм и космополитизм – две
стороны одной и той же медали, ибо те, кто
говорит о едином человечестве, на самом
деле предполагает навязывание одной
группе людей своих собственных ценностей (пусть
даже неявно). Когда одна группа людей
говорит другой: "Не отказывайтесь от
своего Бога! Вы просто не отрицайте наших!"
– этого достаточно ровно на то, чтобы
объект уговоров признал многобожие.
Все войны, какова бы ни
была их природа, есть трусливое
продолжение философии отдельных людей,
сбившихся в стаи или рожденных в этих стаях.
И потому очевидные преимущества мира перед
войной вовсе не очевидны для стай. Более
того, подготовка к войне, угроза войны,
ведение войны, победа или поражение в войне
– всё это позволяет с относительной
легкостью одной группе людей управлять
другими.
Не буду убеждать
атеистов в том, что только в Боге возможна
истинная свобода. Бог дал им и такую
свободу: выбрать бессмыслицу из всех
возможных смыслов. Достаточно долгая жизнь
дала мне возможность наблюдать массу
превращений людей, не обремененных высшей
целью. И в этом смысле превращение
кафкианского героя в насекомое – не
самое удивительное, что случается в мире.
Люди без веры и цели не замечали
уродливости своих действий и поступков,
ибо главным всегда оказывалось: выплыть,
пусть даже за счет нескольких утопленников
вокруг, пусть даже с другим лицом и в другом
пиджаке. Выплыть! Ибо нет ничего, кроме
материи, которую можно присвоить или взять
в пользование, которой можно одаривать
других, менее прытких мужчин и женщин,
превращая их в собственных холопов.
Ах, как это легко
получалось! Тихий стукач при нейтральной и
очень даже гуманной науке (кто бы мог
подумать!) превращался в бурного демократа,
боясь только одного – вскрытия списков
стукачей. Секретарь парткома становился
воинствующим националистом. Видный ученый,
вписавший свои абзацы в рыночное
законодательство выползал из депутатской
куколки идеологической бабочкой нового
коммунизма. Я уж не говорю о столь рядовой
смене полюсов, как превращение работника
силовых государственных структур в
работника аналогичных структур при
преступной группировке.
Все это – сплошные
метания без высшей цели, когда достаточным
кажется просто выжить (желательно за счет
других), когда нужно убедить и самого себя,
что ты делаешь НЕЧТО нужное человечеству.
Ибо никто не хочет признавать собственного
скотства, собственной никчемности. Ибо
гораздо проще упаковать свою жизнь в ту или
иную схему, в тот или иной шаблон, чтобы
соответствовать принципам той или иной
стаи.
Христос предложил
возлюбить друг друга – и через любовь
преодолеть эгоистическую самость
индивидуумов и их стай. Но и Христа
подправили фарисеи, благословив именем Его
войну. И когда мне говорят о якобы
нарождающемся новом человечестве, которое
преодолеет в начале следующего века все
противоречия, я вижу новых поводырей, новых
обманщиков, и их козлоногая тень –
единственная реальность на светлых
картинках ближайшего будущего.
2. ОТ
ИНДИВИДУУМА – К БИОМАССЕ
"Честь безумцу,
который навеет человечеству сон золотой!"
Не сказал только господин Беранже, куда
именно вогнать безумцу эту честь, растущую
пока среди девственного леса в виде
молодой осины.
Ильич не хуже нас знал
логику, которую он изучал по красивому
учебнику г-на Минто (не хуже, потому что мы,
в большинстве своем, получали не
классическое образование). Но по логике у
Ильича была единственная четверка в
аттестате. И потому он всю жизнь решал
силлогизм: если Сократ – имя человека,
если Сократ – имя собаки, можно ли
поставить знак равенства между человеком и
собакой? Зная об опытах Павлова, он пришел к
выводу, что можно. И теперь оба они (Ульянов
и Павлов) лежат в мавзолеях. А их виварии, в
тени гримасничающего Фрейда и
ницшеанствующего Юнга, сошли с ума в
процессе дальнейшего
взаимоотождествления.
Если уж ты дорвался до
штурвала, развернуть корабль страны – не
проблема. Однако, не факт, что вместо Индии
ты откроешь Америку. Не исключено, что на
полном ходу корабль влетит в ураган у мыса
Доброй Надежды. Не исключено, что за пять
минут до достижения реальной, уже
осязаемой цели, его поглотит Бермудский
треугольник. Благая и правильно
сформулированная цель, нормальная
подготовка к путешествию и т.д. не есть
гарантия благополучного результата.
Борьба Добра и Зла,
ведущаяся на небесах, в полной мере
отражается на экране нашей реальной, а не
писаной истории. А уж потом удивленные
летописцы начинают говорить то о роли
личности в истории, то о роли случая.
Не знаю. Но полагаю, что у
человечества всегда имеется шанс на лучший
выбор, поскольку оно, человечество, –
СВОБОДНО. Будущее всегда многовариантно.
Можно 70 лет тыкать наугад в те или иные
участки схемы, не достигая никакого
результата, а можно однажды вовремя
замкнуть нужный контакт – и случается
благостный либо злой поворот в судьбе
человека, народа, человечества.
Сказки о новом
человечестве, которое будет питаться то ли
энергией, то ли информацией, хороши –
слов нет. Это выглядит лучше, чем сказки о
гибели Англии, потоплении Японии,
разрушении двух Америк в связи с движением
материков, сказки о миграции остатков
рухнувших цивилизаций в Россию (что даст,
наконец, проявиться нашей щедрости и
доброте в полную меру). Кремлевская стена
дрожит от гремящих из гроба товарища
Джугашвили аплодисментов (кстати,
компьютерная орфография не знает уже этой
фамилии!). Любой бред возможен. Но случится
только один вариант будущего. Я не
утверждаю, что материки поставлены на
якорь, а литосфера не способна проявить
активность. Я утверждаю только, что сегодня
пророки тоже хотят жить хорошо, а потому
ищут, какой группе населения они должны
угодить, чтобы получить жирный куш за
прогноз.
Возможна ли новая
мировая война? Безусловно! Север-Юг, Восток-Запад.
Все промежуточные части света готовы,
после очередной передышки, прибегнуть к
новому насилию. Повод найдется, как только
созреют обстоятельства. После такой войны (может
быть) у человечества появится аллергия на
насилие. Но человечество это уже будет мало
напоминать нас. И численностью. И амбициями.
И вынужденной способностью к любви и
взаимопомощи.
Выживание отдельных
племен (например, экологических поселений)
приведет лишь к одичанию их и к воскрешению
самых низменных инстинктов. У них нет
страха Господня (как у староверов), а потому
зверь возобладает. И нынешние пигмеи будут
более цивилизованными, чем огрызки наших
культур.
Исследователь
возможностей и вариантов философии "Племени-21"
Святослав Забелин (со-председатель СоЭС)
выдвинул постулат, по которому выживут в
кризисе только подготовившиеся к кризису.
А именно – те немногие, которые
перечеркнули главные приоритеты конца XX
века (наживу, обман, порабощение природы и
людей), оставив в своем арсенале лишь одно
– ДУХОВНОСТЬ, оснащенную наукой и
передовыми технологиями (между прочим).
Остальные... Забелин не говорит об этом так
явно, но, конечно, подразумевает. Остальные
не переживут переход мира из одного
состояния в другое.
При том, что выживание
Человека Духовного в условиях кризиса я
считаю теоремой, требующей доказательств,
примем формулу за аксиому.
И тут на память приходят
слова Света Забелина в адрес порочного в
своих расистских притязаниях лидера Санкт-Петербургского
"Зеленого Креста" образованного и
потому еще более опасного Юрия Шевчука,
позицию которого Свет обозначил формулой
Джеймса Бонда: "Жить и давать умирать
другим". Действительно, когда Юрий
Шевчук обращается к авторитету Римского
Клуба, чтобы обосновать тезис о
сегрегационной депопуляции (выборочном
уничтожении) непродуктивной и
деструктивной части человечества, запах
Освенцима и Майданека становится столь
явным, что начинает подташнивать от
привкуса сладкой гари.
Но разве не ту же участь
готовит Свет человечеству, не достигшему
духовного совершенства? Просто принцип
отбора будет другим. Просто выживут не люди
Шевчука, а люди Забелина. А остальным можно
дать спокойно умереть! И Бонд и Лимонадный
Джо стреляют одинаково метко.
Я изначально
сопротивлялся формулам МЫ и ОНИ (хоть такое
разделение реально существует). Но когда
мысль, сформулированная в предыдущем
абзаце, стала для меня очевидной, я понял,
что необходим новый анализ тех же
обстоятельств.
В варианте Шевчука на
карте мира останется несколько энергичных
культур, смирившихся с гибелью остального
человечества. Разумная плесень
сконцентрируется в наиболее благоприятных
местах выживания, сделав другие регионы
своей ресурсной базой, поддерживая
ограниченный рост биомассы на планете и
превратив тотальное наступление на
остальную природу в плановое прореживание
этой природы.
В варианте Света
Забелина Разумная плесень пытается
приспособиться к существованию в
природных массивах, как это делают грибы,
например. И таким образом, новое
человечество будет представлять собой
море островков на крупных островах
биомассы. Если я правильно понимаю идею, то
в биологическом смысле Разумная плесень
как по характеристикам, так и по действиям
будет неотличима от биомассы в целом. И
только войдя в непосредственный контакт с
ней, можно прийти к выводу о ее духовной
сущности.
Умирающий мир Юрия
Шевчука будет прорастать травой и
деревьями. В обломках ядерных
электростанций будут бегать проворные
ящерицы, рыскать звери, летать птицы.
Словно пирамиды ацтеков, утонут в новых
молодых лесах крупные технологические
сооружения. И одновременно с тем, как дикая
природа осваивает территорию природы
культурной, ветер приносит сюда споры
вечно возрождающегося мира Святослава
Забелина.
3. ВСЕ ПРОТИВ
ВСЕХ?
Эти миры имеют для наших
современников страшную прелесть, они
вынуждают внутренне опробовать модель
будущего на себе и... содрогнуться.
Как плановая активность,
так и анархическая пассивность будущего
человечества не есть выход. Если я повторю
то, что было сказано революционером и
подвижником Господом нашим Иисусом
Христом ещё 2000 лет назад, то это у многих
вызовет снисходительную улыбку: да-да,
конечно, если нечего сказать самому,
прибегают к цитатам. Но выход
действительно может быть только в одном
– в ЛЮБВИ. Любовь к человеку, как к Венцу
Творения, а не просто той или иной персоне,
которая нам симпатична по причине формы
тела, пола или склада ума, – такая любовь
вносит в жизнь и осознанное
самоограничение, и поиск, и осмысление мира,
в недрах которого прорастают и наши души.
В забелинском варианте
мира человечество становится
неуничтожимым не потому, что оно умеет
защищаться или обладает мудростью. Всё
проще. Популяция, научившаяся
приспосабливаться к любым иным
материальным структурам, выживает даже
тогда, когда ситуация коренным образом
меняется. Умрут тропические леса, но
сохранятся мхи и лишайники (а среди них –
человечество). Погибнет живность на суше,
но всё так же будет плавать и ползать в свое
удовольствие подводное царство тварей (а
среди них – человечество). Железная
саранча превратит Землю в пустыню и станет
единственной властительницей планеты (а
вместе с ней человечество). Великий огонь
пройдёт по планете, превратив землю в уголь,
а океан – в бак с ухой, и только пламя
будет царствовать (а в нем –
человечество).
Паразитирование на
обстоятельствах есть ли удел Венца
Творения? Слияние с миром, достижение
нирваны, превращение в великое Ничто –
это ли цель? Но ни на что иное человек в
качестве равноправной части биоты,
неспособен. Ему предписано быть на Земле
хозяином, пастырем добрым братьев меньших,
ему предписано следить за виноградником,
спасать каждой твари по паре, давать им (тварям
этим) плодиться и размножаться. Ему
предписана почти божественная власть в
пределах жизни, и эта власть требует от
него духовного, информационного,
физического роста, без чего человек
останется злым ребенком, и не более того.
Если я правильно понимаю,
то через любовь человеку пытаются привить
мудрость. Через любовь к миру он может
стать кем-то, для кого будет новая работа
после смерти. И работа эта станет для
человека блаженством лишь тогда, когда он
будет способен с ней справляться.
Улитка не ждет, что
человек станет улиткой. И волкам не нужны
разумные облезлые волки. И рыбы
самодостаточны, не нуждаясь в ихтиандрах.
Но все признают власть человека тогда,
когда он ведет себя на земле, как мудрый
хозяин. Ни война с природой, ни заклинания
от трясущихся человеческих рабов,
обращенные к "Матери-Природе" не есть
выход для человечества и природы. Природе
не нужен ни палач, ни трусливый и злой раб. И
смысл действий на Земле для человека может
быть сведен к формам управления Землей,
данной человеку во владение. Если не
владение и управление – то война и
смерть всего (судя по творческим
способностям человечества).
В этой войне (внешне)
боевые действия ведет только человек. Но в
случае нарушения баланса между видами,
вполне могут измениться экспансионистские
возможности того или иного вида. И наступит
время битвы всех против всех.
4. ВЫХОД, ОН ЖЕ ВХОД
Не представив себе с
очевидностью будущего (каким мы его хотим
видеть), мы не сможем сформулировать
философию этого будущего. Не сформулировав
философию, мы не сможем действовать,
адекватно этой цели. Действуя без смысла,
мы и не можем надеяться на осмысленный
результат.
БЕЗ АДЕКВАТНОЙ
ФИЛОСОФИИ, АДЕКВАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И
АДЕКВАТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ нас просто не
пропустят в желаемое будущее, и (уж конечно!)
мы не сможем перетащить туда свои старые
пожитки.
Какое достойное будущее
мы в состоянии представить? Какого
будущего мы хотим? Давайте, попробуем
составить список желаемого, не вычеркивая
пока что ничего.
1. Всё живое должно
выжить.
2. Всё живое должно
сохранить возможность к развитию в
характерных для себя условиях.
3. Человек при этом
сохраняет свое стремление к
относительному комфорту и творчеству. И
так далее...
Я специально оборвал
поток желаний, поскольку не хочу
ограничивать фантазию читателя. Список
предлагается продолжить. Для
возникновения результата нам необходимо
договориться о методе.
|