ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Иван Ушаков

Мурманка


 

Вопрос о проведении железной дороги на Мурман поднимался неоднократно, но не сдвинулся с места пока не грянула первая мировая война. Дорога к незамерзающему Баренцеву морю стала совершенно необходима.

Общая стоимость строительства Мурманской желез­ной дороги протяженностью 987 верст (1054 км) опреде­лялась в 180 миллионов рублей. По проектным наметкам, Мурманская железная до­рога с окончанием строительства осенью 1916 г.  долж­на была обеспечить ежесуточную доставку около 470 тыс. пудов бое­припасов, медикаментов и всякого другого снаряжения и добиться перелома в войне.

Местность, где предстояло построить железную дорогу, была пустынной. Толь­ко ниточка телеграфа, да почтовые станции, которые обслуживали обитатели здешних мест — саамы, напоминала о цивилизации. Теперь через скалистые горы, леса, тундры и боло­та предстояло проложить полотно железной дороги, построить станции, разъезды, мосты и другие сооруже­ния. Все это надо было сделать быстро, но прежде чем приступить к устройству насыпи, нужно было доставить к месту строительства огромное количество грузов, обеспечить рабочих жильем и продо­вольствием. По расчетам инженеров, только для линии Кандалак­ша-Кола  требовалось 20000 рабочих. Весной 1915 года руководители Мурманстройки за­казали в США подвижной состав и укладочный материал.

Часть строительных материалов согласилась поста­вить на Мурман Англия. Кое-что было закуплено также во Франции и Норвегии. Предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, махорка и т. п.) заго­товлялись хозяйственным способом во внутренних районах России и перевозились в город Архангельск, на центральный склад "Мурманстройки". Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 года. К началу июня в Коле и Се­меновской бухте насчитывалось 1450 рабочих и в районе Кандалакши - немногим более 3 тысяч. Ввиду ост­рой нехватки рабочей силы, управление стройки потре­бовало присылки военнопленных, и во второй половине лета 1915 года на Кольский  полуостров прибыло их 2100 человек. Уже к 7 августа 1915 года удалось закончить укладку пути от Кандалакши до пристани Зашеек, что позволило развернуть работы во внутренней части Кольского полуострова.

Используя озеро Имандра, протянувшееся вдоль трассы на 100 ки­лометров, можно было вести строительство сразу из не­скольких пунктов. Но чтобы перевозить по воде партии рабочих и строительные грузы, требовалось доставить на озеро необходимые плавучие средства. Строители дороги блестяще решили эту задачу. В Кандалакшском порту по морскому дну на берег про­ложили рельсовый путь, на который во время отлива по­догнали железнодорожные  платформы. При морском приливе уровень воды в Кандалакшском заливе подни­мается до 5,5 метра. В такое время над платформами установили буксирный пароход и несколько барж, кото­рые, по мере спада воды. опускаясь, сели на платфор­мы, были на них закреплены и без особых затруднений доставлены к пристани Зашеек. Здесь суда по стапелю спустили на воду.

На баржи погрузили паровоз и платформы, на которых суда только что были достав­лены к озеру, а также рельсы и инструменты, и буксир­ный пароход потянул все это в северный конец озера. Благодаря такой комбинации строительство дороги значительно ускорилось.

По графику строитель­ства укладку пути от Кандалакши до Мурмана следо­вало закончить к 31 декабря 1915 года, после чего пред­полагалось сразу начать перевозку военных грузов. Зи­мою они должны были доставляться из Кандалакши на лошадях к Финляндской железной дороге (через Куолаярви до станции Рованиеми), а с открытием нави­гации на Белом море — на судах до Сороки, и даль­ше — по вновь построенной железной дороге к Петро­граду. Поэтому руководители строительства делали все, что­бы быстрее открыть движение по линии Мурман-Кандалакша. Рельсы на пути укладывали прямо на грунт, мосты строили деревянные. Не соблюдались технические нормы при устройст­ве полотна - подъемы доходили до 15 метров на кило­метр пути (вместо допустимых 6 метров). Дорогу строили, так сказать, начерно. И все же 15 ноября 1916 года Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию.

Еще летом 1916 г. министр путей сообщения А.Ф. Трепов подал царю доклад, в котором ходатайствовал о «преобразовании железнодорожного поселка у стан­ции Мурман в городское поселение». Было предложено и название будущего города — Романов-на-Мурмане. План застройки города Романова, составленный ин­женером Б.В.Сабаниным, предусматривал создание большого числа проспектов и улиц, площадей и скверов. Центральная магистраль на плане города была названа Николаевским проспектом; к югу от него — проспекты Александровский, Михайловский, Алексеевский, улицы Владимирская и Ольгинская — все в честь членов им­ператорской фамилии.

От главной площади веером рас­ходились улицы Торговая, Архиерейская, Банковская, Инженерная, Думская, Морская и другие.

Официальное открытие города состоялось 21 сентября (4 октября) 1916 года.



Рекламные ссылки: