ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Живая Арктика" |
Н. Теребихин, К. Чудинов. T e r r a I n c o g n i t aМурманский край, основная территория которого представлена Русской Лапландией на Кольским полуостровом, (128 тыс. км2), до 1920 года был дикой и пустынной территорией. Еще в 1923 году в газетах появлялись заметки с названием "В стране колдунов", а некоторые исследователи увидели в Хибинах "пирамиды", о чем неоднократно докладывали в обществе мироведения. В частности, о культуре предков саами, говорили как о куда более древней, чем египетская.
Первые сведения о природе и населении Русской Лапландии дошли до нас еще с античных времен.
Римский историк Тацит (I век н.э.) писал, что в отличие от жителей Средней и Южной Европы обитатели Крайнего Севера "не имеют ни оружия, ни лошадей, ни домов; трава их пища, шкура — одежда и земля — постель Они считают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаждою чужого добра. Не боясь ни несправедливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно желать".
Значительно позднее, в пору средневековья, ученый-монах Адам Бременский писал, что на севере, на берегу Норманского моря, находится страна, населенная амазонками. Дети у них рождаются от питья воды, а также от купцов, пленных или от разных чудовищ, которые там не редкость. У амазонок дети мужского пола — киноцефалы — уроды с собачьими головами, а дети женского пола становятся прекраснейшими из женщин. Там же обитают циклопы, имеющие один глаз во лбу; имамтойды — прыгающие на одной ноге; антропофаги — поедающие людей и многие другие чудовища.
Подобные же фантастические сведения об обитателях Северной Европы сообщал датский писатель Саксон Грамматик: “Пристав к берегу, мы нашли людей необычайного роста и дев, которые делаются беременными от глотка воды... Это область вечного холода, покрытая глубокими снегами, не знакомая с летним зноем, изобилующая лесами, дикими плодами и животными, не виданными в других странах". Самсон Грамматик впервые указал наименование этой загадочной области — Лаппия (Lappia).
И только в XV-XVI столетиях появились более или менее определенные представления о Лапландии и ее обитателях. В 1539 году в Венеции была выгравирована карта Скандинавии, составленная шведским епископом Олафом Магнусом. Его Carta Marina — крупное для своего времени картографическое изображение Северной Европы — была украшена изображениями воинов и мореплавателей, охотников, рыбаков, животных и растений. На том месте, где Скандинавский полуостров образует обращенную к океану крутую дугу, ниже абриса гор, до огромного озера, каким европейские картографы считали Белое море, было написано "Биармия" и изображены крошечные человечки в остроконечных колпаках, с луками в руках. Надпись шла от Кольского полуострова к бассейну Северной Двины и далее к Уралу. Считалось, что эта полулеген-дарная страна, без точных географических и политических границ, населена разными племенами, в том числе и лапландцами. "Этот народ живет без всякой хитрости, заботясь лишь о том, чтобы избежать нужды. Погоня за наживой им совсем неизвестна, и в сделках они не умеют обманывать", — писал Магнус. Оформление карты включало и рисунки, отражающие основные занятия лапландцев: оленеводство, рыбную ловлю и охоту.
Но самый замечательный труд о Лапландии и ее народе, принадлежит упсальскому профессору Иоанну Шефферу. Написанное на латинском языке его сочинение увидело свет во Франкфурте в 1674 году.
По обычаям того времени, оно имело пространное название: "Лаппония или новое и вернейшее описание страны лопарей и самого лопарского народа, в котором излагается многое еще никому не ведомое о его происхождении, суевериях, колдовстве, образе жизни, обычаях, а также о природе животных и металлов, встречающихся в Лапландии с приложением подробных к тому рисунков".
В известной степени труд Шеффера сохранил в своем содержании отзвуки фантастических преданий и легенд, созданных невежественными и религиозными путешественниками и миссионерами позднего средневековья. Но вместе с тем "Лаппония" явилась первым фундаментальным трудом в области истории, географии и этнографии коренного населения Крайнего Севера Европы.
Изучая картографические и письменные источники средневековых авторов, Шеффер заметил, что земля лопарей именуется в них по-разному: то Биармией, то Скрикфиннией, то Лаппонией или Лапландией. Сравнивая их положение, он пришел к выводу, что никакой страны, отделенной от Биармии и Скрикфиннии, не существовало. Это была одна и та же страна, в старину называвшаяся скандинавскими авторами Биармией, а иностранцами — Скрикфиннией и лишь на грани XVI и XVII столетий получившая наименование Лапландии.
Аборигенами полуострова являются саами (лопари) — немногочисленная народность мужественных и закаленных людей. Исконным занятием саамов было оленеводство, рыболовство всех видов (морское, речное, озерное) и охота на лесного и морского зверя.
В писцовой книге царя Алексея Михайловича на начало XVII века численность мужского лопарского населения на юго-западе Кольского полуострова составляла 186 человек. По данным 4-й ревизии (переписи) 1852 года на полуострове проживало 113 саамов, а по данным 10-й ревизии (1857-1858 гг.) — 1605 человек.
Богатства Кольского полуострова и его загадочная природа издавна привлекали внимание сильных и предприимчивых людей, которые самостоятельно приезжали сюда на постоянное поселение. Древнейшее из них — Кандалакша (ныне город) было основано в XI веке. В XII—ХIII веках на Кандалакшском и Терском берегах возникли еще ряд населенных пунктов: Варзуга, Умба, Порья-губа, Кузрека, Кашкаранцы, Кузомень, Чаваньга, Тетрино, Чапома и другие.
"Официальная христианизация" саамов началась во второй четверти XVI века и привела к "крещению" саамов и появлению в их землях православных монастырей. Сохранявшееся в XVII веке среди саамов своеобразное двоеверие пытались искоренить "экономическими" способами. Так, в конце века всем "новокрещенным" давали "два рубля государева жалованья".
Проникновение русских в Заполярье, в земли саамов не всегда носило мирный характер, часто "экспедиции" кончались для русских плачевно. В 1654-55 гг. русское правительство решило привлечь саамов к военной службе. Однако набрать нужного числа не удалось, т.к. саамы угрожали уходом в "Свейскую землю". Известно и о том, что, в XVII веке русские цари неоднократно издавали указы, запрещающие привоз в "лопские земли" "кабацкого питья".
За свою историю саамы выработали уникальные средства адаптации к суровой природной среде Арктики. Традиционная культура саамов была ориентирована на "дикую" природу, являвшуюся ее высшей ценностью. Сфера "домашнего" занимала в аксиологии саамов второстепенное положение, считалась "нечистой". Приоритет "дикого" (природа) над "домашним" (культура) отразился в различном отношении к диким и домашним оленям. Дикий олень обладал сакральным статусом. Именно из его шкуры изготовлялся шаманский бубен. В образе шамана были воплощены самые существенные характеристики культуры саамов. Для шаманистского "языка" пространства не существовало никакой иной объективной реальности, кроме реальности собственной космологии. Поэтому освоение арктического пространства саамами заключалось в наложении мифологической географии космоса на реальную географию Арктики.
Саамы явились творцами уникальной арктической цивилизации, но "космологическая" цивилизация так же хрупка и ранима, как и природа Арктики. Поэтому задача народов Скандинавии, Финляндии и России заключается в том, чтобы бережно сохранить традиционную культурно-природную среду жизни саамов, которая до сих пор воплощает в себе очень важный для современного мирового сообщества образ "Детства человечества".
По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года в Мурманской области проживало 1944 человека, относящегося к малочисленным народам Севера, из них 1615 человек — саами.
Из 55 мест в Совете депутатов Ловозерского района саамам принадлежит только — 3. Это результат четкой национальной иерархии, выработанной за годы Советской власти. Наверху русские, ниже коми, а в самом низу — саамы.
Более половины опрошенных семей (56%) считали, что следует создавать предприятия по полной переработке продукции оленеводства, консервированию дикорастущих ягод и грибов, художественные мастерские (изготовление сувениров, шитье, вышивка, плетение, резьба по дереву и кости), предприятия других народных промыслов (производящие нарты, сани, упряжь) и другие. При этом, 68 % опрошенных саами отмечают почти полное вытеснение коренного населения из традиционных народных промыслов иностранными компаниями и приезжими из других регионов России, особенно с мест традиционного лова рыбы.
Владельцы 70000 оленей на Кольском полуострове не имеют организации по защите своих прав. Наибольшую опасность представляют браконьеры, которые не просто угрожают оленеводам, а стреляют в них.
Средняя продолжительность жизни саамских мужчин 44 года, у женщин чуть больше.
Вместе с тем, основная часть коренного населения не желает менять свое место жительства. Аборигены считают, что надо не уезжать, а коренным образом менять, улучшать условия жизни в родных местах. Контакты со скандинавскими саамами оказывают большую моральную поддержку кольским саамам.
Ушли в прошлое лозунги "Мы одна семья. Мы имеем равные права". В результате у аборигенов появляется смелость подняться и потребовать возвращения их прав, отнятых при Советской власти. |