ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Архимандрит Александр

Узники Соловецкого монастыря. (Из книги Русская старина за 1888 год).


 

1)Семен Шубин, Вятской губернии государственный крестьянин, от роду 88 лет, содержится с 1812 г. мая 31-го.

Содержится по высочайшей конфирмации, последовавшей на решение правительствующего сената за старообрядчество и произнесение на св. церковь и св. дары богохульных слов. Срок заключения не назначен.

От старости лет не выходит никуда из кельи, большею частию лежит в постели; в баню возят на лошади. Пища дается братская.

Малограмотен и книг не читает, кроме собственной псалтыри; в церковь никогда не ходит по ненависти к ней. Одержим давнею грыжею, без врачевания ее, по неимению здесь ни медиков, ни лекарства, рассудком здоров.

Увещания при всяком случае делаются, но он, состарившись в ереси, не принимает их и безнадежен к раскаянию; нрава ропотливого и сварливого. Должен оставаться в теперешнем его положении.

2) Головкин Антон Дмитриев, крестьянин от роду 81 года, с 1818 г. июня 5-го. По высочайшему повелению за оскопление себя и распространение этой секты. Заключен навсегда.

Пища дается братская. Неграмотен и книги слушает только при чтении другими, в церковь Божью не ходит. Понятий скрытных, рассудком здоров. Увещания делаются, но им не принимаются, и безнадежен к раскаянию. Должен оставаться в заключении.

3) Семен Кононов, с-петербургский мещанин  от роду 64 лет, с 1822 г. мая 23-го.

По высочайшему повелению за обращение в скопческой секте и закоснении  в пагубных заблуждениях. Срок заключения не назначен. Книги читает духовные, а особенно Новый завет, опираясь своим понятием на 19-ю главу евангелиста Матвея. В церковь не ходит. Здоров.

Понятой коварных, скрытных; рассудком здоров. Увещания делаются, но он отнюдь не принимает их и давно уже объявил решительно, что не переменит себя. Нравственности иногда дерзкой, льстив, хитр, лицемерен и безнадежен к раскаянию.

Должен остаться в заключении, яко опаснейший из скопцов, и весьма вредным может быть обществу своим учением.

4) Егор Афанасьев, Саратовской губернии, крестьянин  от роду 81 года, с 1826 г. июля 1-го.

По высочайшему повелению за неисполнение им духовной эпитимьи за убиение малолетнего своего сына и отступление от православия в раскол, который покусился было и здесь распространять арестантам. Заключен навсегда. Книги читает духовные, но в церковь не ходит; по его толку церковь не существует и таинства нет, потому не признает ее. Понятия от невежества тупого, рассудком здоров. Увещания делаются, но он, не повинуясь матери нашей церкви, твердо стоит в своей ереси или толке, называемом нетовщиною. Должен остаться в заключении.

5) Степан Сергеев, крестьянин Калужской губернии помещика Дурново, от роду 57 лет, с 1830 г. По высочайшему повелению за крещение себя старообрядчески двуперстным сложением, рассказы нелепостей, происходящих от религиозного исступления. Срок заключения не назначен. Книги читает духовные, в церковь в праздники и воскресные дни ходит неупустительно.

Увещания делаются, но он от привычки своей рассказывать другим лживые свои пророчества не отстает, да и креститься двуперстным сложением  не оставляет.

По страсти к лживым своим пророчествам не может быть освобожден.

6) Израиль, бывший игумен Селенгинского монастыря, лишенный игуменства, священства и монашества , от роду 61 год, с 1834 г. мая 29-го.

По высочайшему повелению за введение им новой секты с учением, противным святой нашей церкви, и прочие богопротивные его действия. Заключен навсегда.

Книги читает духовные, ходит в церковь ко всяким службам. Ум имеет с хорошими понятиями, но от высокоумия о себе и лжемудрования  предан духовной прелести, верует, что благодать Божья в нем действовала, и она же спасет его. Увещания делаются, но не действуют на него к чистосердечному сознанию преступления его, пристрастен к верованию своим движениям внутреннего духа, по которым он, яко от благодати, по его мнению, происходящим, следовал во всех своих преступных действиях и не сознает себя виновным, а правым. Всегда более молчит, чем разговаривает, можно его переместить в монастырь московской или казанской  епархии, под присмотр одних послушников, где он из уважения  к архипастырям тех губерний может раскаяться совершенно под надзором умного увещевателя.

7) Феопсит Никитин, крестьянин Ярославской губернии 37 лет, с 1848 г. мая 30-го.

По высочайшему повелению за непреоборимое упорство в своих вредных мнениях: о благословенном кресте, духовной песни аллилуйя и других религиозных предметах и дерзкие политические рассуждения. Срок заключения не назначен.

Не выпускается из кельи по причине ревности его рассевать другим заблуждения свои, в коих сам упорно пребывает, разве за пищею, дровами и в баню. Пища дается братская. Книги читает духовные, а в церковь не ходит. Прельщен своим лжемудрованием.

Увещания делаются, но он объявил решительно, что не переменит своей веры. Ведет себя смирно. Не может быть освобожден.

8) Иосиф Дыбовский, губернский секретарь, от роду 49 лет, с 1848 г. сентября 25-го.

По высочайшему повелению из земской городской тюрьмы за дерзость и богохульство. Срок заключения не назначен. Книг не читает, а только одни газеты. Понятия хорошего, но прельщен своим лжемудрованием, кажется, от болезненного состояния, которому в Соловецкой обители не пособить.

Увещания делаются с напоминанием его латинской религии, но не действуют на него; называет себя веры еврейско-христианской, иконы в свою комнату не принимает. Характера раздражительного, вспыльчивого и ожидает каких-то событий по своим таинственным замечаниям от болезненного состояния. Если бы правительство учинило распоряжение о переводе его в монастырь католический или в город, где есть католический священник, то его скорее можно бы привести в нравственное и физическое состояние и полный рассудок, а в настоящем его теперь заключении не можно врачевать его духовно. Заслуживает снисхождения на перемещение и облегчение его участи.

9) Иван Сорокин, крестьянин Калужской губернии помещика Быстрова, называющий себя по расколу монахом Ираклионом, 68 лет, с 1849 г. мая 21-го.

По высочайшему повелению за раскольничество. Срок заключения не назначен.

Книги читает духовные, а в церковь не ходит.

Увещевания делаются, но он столь ревностно держится раскола, что решительно отозвался чтоб не трудиться увещевать его, потому что как предки его в такой вере были, так и он пребудет в ней. Не может быть освобожден.

10) Емельян Климов (по лжеиночески Елисей), государственный крестьянин Смоленской губ., Сычевского уезда, деревни Абрамовой, 57 лет, с 1850 г. июня 2-го.

По высочайшему повелению за бродяжничество и противозаконный по расколу поступки. Срок заключения не назначен. Неграмотен, в церковь ходит. Понятия тупого, рассудком здоров. Увещеваниям не внимает и остается непреклонным в своем расколе; объявляет, что как предки его в том были, так и он будет. Не может быть освобожден.

11) Иван Голицын, из солдатских детей, бывший полковой писарь, находившийся в арестантской роте в Свеаборгской крепости и в бытность свою наказанный двукратно за разные преступления шпицрутенами, а в 1850 г. выключен из военного ведомства в гражданское за достижением тогда от роду 50 лет, а ныне ему 55 лет, с 1850 г. августа 20-го.

По высочайшему повелению за пребывание в ереси и отрицание таинств исповеди и святого причащения. Срок заключения не назначен.

Книг не читает, только псалтырь держит в келье, отзывается, что все знает, в церковь никогда не ходит, таинств не принимает и не верит ни чему. Здоров. Понятия хорошего, но прельщен своим лжемудрованием. Увещевания ему делаются, но не имеют на него действия, присяги на верность подданства не захотел выполнить, хотя ведет себя смирно, но характера очень надменного. Имеет сильное влечете и способность с охотою рассказывать, что он происходит из великих русских бояр, за что и обречен на закладе. Образ мыслей вредный. Не может быть освобожден никогда, хотя бы и раскаялся. Имеет дар необыкновенно красноречиво вовлекать в свои заблуждения беседующих  с ним, желает раскаяться, но чтобы вытребован был к самому царю, а иначе не желает.

12) Никонор Петров, раскольнический лжепоп. Объявил ныне, что он был священником церкви св. мученика Александра, Пензенской губернии, Нижеломовской  округи, в с. Блиновке, и в 1831 г. из оной церкви удалился в ирдинские раскольнические монастыри, 79 лет, с 1852 г. июня 9-го.

По высочайшему повелению за раскольничество и побег в 1849 г. из Новгород-северского Преображенского монастыря. Заключен навсегда.

Книги читает духовные, в церковь ходит ко всяким службам. От старости очень слаб здоровьем.

По делаемым от меня увещаниям раскаивается в преступлении своем чистосердечно и желает искренно причаститься св. тайн Христовых, что ему не дозволяется. Ведет себя очень смирно.

Заслуживает быть допущенным причаститься св. Христовых тайн, и притом оказания ему в теперешнем его положении возможного снисхождения.  Освободить его и поместить на жительство с послушниками или же отдать на поруки его родному сыну, столоначальнику пермской духовной консистории Ивану Никанорову Протектову.

13) Михайло Поликарпов, московский мещанин, по расколу именующий себя иноком Маркианом, 54 лет, с 1852 г. июня 18-го. По высочайшему повелению за противозаконные и крайне вредные по расколу действия. Заключен навсегда. Книги читает духовные, в церковь не ходит. Увещания ему делаются, но по закоснелости в расколе не пришел к раскаянию. Не может быть освобожден.

14) Андрей Мандрыка, неслужащий дворянин Казанской губернии, 40 лет, с 1853 г. мая 24-го.

По высочайшему повелению за оскорбление святыни в церкви Казанского  уезда, в с. Чепчугах, в коем жительство имел. Заключен навсегда.

Книги читает духовные, в церковь по праздникам и в воскресные дни ходит. Совершенно здоров. От природы не в полном рассудке.

По делаемым от меня увещаниям раскаивается в своем преступлении. А в прошлом, 1854 г., за бытие его в числе охотников при отражении нападения на Соловецкий монастырь двух английских военных судов освобожден был за это из острога для жительства на свободе с послушниками монастырскими, по воспоследовавшему на сие высочайшему соизволению, но живя на такой свободе переменил себя своевольством своим так, что нельзя было долее оставлять его на свободе, а затем помещен опять в острог, во избежание неприятных приключений, могущих случиться по его природному слабоумию; где опять сделался, как прежде был тут, тихим и кротким. О чем донесено мною св. синоду.

Должен оставаться в заключении, но облегчить его участь можно, дозволить часто ходить в церковь за караулом, быть в исповеди и св. тайн Христовых причастья один или два раза в год; более невозможно ему оказывать снисхождения.

15) Ипполит, лжеинок, эмиссар заграничных раскольников, объявивший ныне о себе, что он Херсонской губернии, города Ананьина, мещанин Иван Егоров, 37 лет, с 1853 г. мая 24-го.

По высочайшему повелению за раскольничество и совещание с сектаторами. Заключен навсегда. Книги читает духовные, в церковь не ходит. Должные увещевания ему делаются, но не имеют действия, потому что он упорствует в своих закоренелых заблуждениях. Должен оставаться в строгом заключении.

16) Серафим, раскольнический лжепоп, называвший себя мещанином Севастьяном Матвеевым, 53 лет, с 1853 года, июня 25-го.

По высочайшему повелению за составление и распространение зловредных рукописей. Заключен навсегда.

Книги читает старые, в церковь не ходит. Увещания делаются, но он по сильному расположению к расколу не приемлет и действительно признает себя иноком. Должен оставаться в строгом заключении.

17) Петр Воронин,  рядовой грузинского линейного № 8 батальона,  43 лет, с 1853 г. сентября 19-го.

По конфирмации г. главнокомандующего кавказским корпусом за совращение себя, жену и дочь в раскол.

В церковь никогда не ходит, книг не читает, потому что еврейского закона. Здоров.

Увещеваний не принимает, объявил себя, что он еврейской веры был и будет, присяги на верность подданства не захотел выполнить, хотя ведет себя смирно, но скрытный и лукавый. Его родителя за еврейскую веру сослали на поселение, а потому и его содержать надобно строго.

По безнадежности к раскаянию должен быть заключен навсегда.

18) Иван Бураков, ставропольского провиантского комиссионерства, вахтер,  57 лет, с 1853 г. октября 13-го.

По конфирмации г. главнокомандующего кавказским корпусом за отступление от православия в раскол, какого еще не бывало: ничему не верит.

В церковь никогда не ходит, книг никаких не читает, хотя и грамотен. Книга, написанная им, отправлена в синод в 1854 г. при донесении от 27 апреля за № 87. От расстроенного воображения о своей ереси понятий самых неосновательных. Величайший богоотступник, увещаний не принимает, святыню, догматы и самого Иисуса Христа хулит, верит каким-то явлениям и поныне  ожидает изменения в церкви и во всем мире. Характера дерзкого. Должен оставаться в строгом заключении.

19) Василий Занегин, Московской губернии, заштатного города Воскресенска, мещанин, 60 лет, с 1854 г. мая 15-го. По высочайшему повелению за распространение сектаторских толков и дерзость против духовных властей. Срок заключения не назначен.

Не выпускается из кельи по опасности от него совращать других в раскол. Книги читает псалтырь и Новый завет. Рассудком здоров, но в понятиях заметно какое-то ожесточение на правительство и на всякую власть. Образ мыслей самый вредный и опасный. Увещаний никаких не принимает и опасно с ним долго входить в беседы о ложном его мудровании, потому что он по строптивому характеру готов броситься на увещателя; имеет наклонность совращать других в раскол. Должен оставаться в строгом заключении до дальнейшего усмотрения  его жизни.

 

                  Архимандрит Александр.

                  8-го июля 1855 г.



Рекламные ссылки: