ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Живая Арктика" |
Роллан ШИПОВСеверная одиссея Юрия ВизбораНа плато Расвум-чорр, на самой крыше Хибин, за Полярным кругом, в двадцати километрах от города Кировска, различают пять состояний погоды: "Хорошо". Погода, которой не бывает на плато Расвум-чорр. "Дует". Погода, которая всегда на плато. Москвич сказал бы: "Ужасная пурга". "Малая". Многие такой погоды вообще не могут представить. Можно, раскинув руки, лечь на ветер. Все работают. "Большая". Прекращаются почти все работы. Крепится все. Вездеходы с трудом прорываются на плато. Снизу, из города, непрерывно звонят жены и начальство. "Капитальная" (пурга). Плато полностью отрезано от существующего где-то мира". Так начинался репортаж Юрия Визбора "Весна приходит с Хибин", открывший новый песенный жанр в нашей журналистике. Но это была не первая встреча с Севером. Армейская служба его проходила в городе Кандалакше, куда он был призван со станции Кизема Печорской железной дороги. О тех годах известного барда до нас дошло немногое: заметки в армейской газете, скупые воспоминания Визбора и его друга. В 1973 году Юрий Визбор написал песню-воспоминание "Караульная служба":
Здесь круг полярный днем закаты тушит, Здесь служба караульная идет, И здесь веселый старшина Семушин Наряды знаменитые дает.
Афанасий Федорович Семушин, под началом которого служил Визбор, вспоминал, как в окружных соревнованиях по радиоспорту рядового Визбора наградили патефоном. Визбор берег награду до конца жизни. Патефон и теперь хранится у его близких. В 1965 году Юрий Визбор - вновь на Севере, в Норвежском море, на траулере "Кострома". В этой командировке родилось несколько песен. В том числе - "Три минуты тишины", "По судну "Кострома" стучит вода..." Темой Севера Юрий Визбор был буквально "заряжен". Просматривая каталог песен Визбора, посвященных этому суровому краю, "Прощание с островом Вайгач". "Полярное кольцо", "Песенка о ЗФИ", "Новая Земля", "Белая сова", "Бухта Певек", "Чукотка", "Я иду на ледоколе", "Хибины", "Кандалакша", "На плато Расвум-чорр", - вполне можно изучить географию Заполярья. Через три года, в 1968, появился очередной арктический репортаж Визбора с Земли Франца-Иосифа. "Арктика - для сильных людей. Арктика - для мужественных кораблей. Она заселена ими от мыса Дежнева до мыса Мэри Хармсуорт. Она так необъятна, что дом, сколоченный из горбыля и обшитый толем, выглядит, как небоскреб. Она такая "маленькая", что пилоты ледовой разведки завтракают в Шереметьеве, а кофе пьют на траверсе острова Грем-Белл. Здесь работают счетные машины, метеорологические ракеты. Здесь на зимовках по четверо суток отстреливаются через форточки от медведей. Арктика - сродни космосу: не принимает экскурсантов, ее жители - рабочие..." В 1970 году Юрий Визбор начинает работу в творческом объединении "Экран" и почти полностью посвящает себя северной кино-документалистике. "Якутские встречи", "Нефть Самотлора", "На полюс!". Фильмы "Мурманск-198", получивший приз "Трезубец Нептуна" на Рижском Международном кинофестивале "Человек и море" в 1981 году, "Город под Полярной звездой" стали вершиной Визбора-киножурналиста. В них есть все - искренность, человеческая боль, доброта и бескрайнее обаяние автора, читающего текст за кадром, поющего песни. Север оставил глубокий след в творчестве Юрия Визбора: кроме песен, рассказов и фильмов нельзя не вспомнить его повесть "Арктика, дом два", книгу рассказов "Ноль эмоций", серию северных пейзажей. В одной из песен Визбора - "Хибины" есть пронзительные строчки:
И если огонь на суровой заре Погаснет, воскреснуть не смея, Я сердцем прижмусь к этой мерзлой земле И, может, ее отогрею.
Это был 1981 год - последняя встреча с Севером. Но голос Визбора северяне помнят хорошо. И сегодня за Полярным кругом звучат песни Юрия Визбора:
И в час полуночный и странный Не прячь от звезд свое лицо, Смотри - на пальце безымянном Горит полярное кольцо. |