ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "Живая Арктика" |
Л. Уайт (младший)ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ - ПОКРОВИТЕЛЬ ЭКОЛОГОВСкорее всего мы должны теперь по-настоящему оценить роль величайшего радикала в христианской истории после Христа - св. Франциска Ассизского. Первым его чудом является тот факт, что он не кончил костром, как это случилось со многими из его последователей левого крыла. Он был столь явным еретиком, что настоятель францисканского ордена св. Бонавентура - сам великий и вдумчивый христианин - пошел на то, чтобы начать подавлять ряд ранних установок францисканства. Чтобы понять Франциска, нужно увидеть его веру в добродетель
смирения - не просто личного смирения отдельного человека, а
человечества как вида. Франциск попытался све сти человека с
трона его монархического господства над тварью и установить
демократию в отношениях всех Божьих тварей. С приходом Франциска
муравей перестал быть только поводом для проповеди лентяю, а
огонь - только символом жажды души в ее стремлении соединиться с
Богом. Теперь это - Брат-Муравей и Брат-Пламя, способные сами
воздать хвалу Творцу вместе с Братом-Человеком, делающим то же
самое по-своему. Поздние комментаторы говорили, что Франциск.
проповедовал птицам и делал это в упрек людям, не захотевшим его
слушать. Но в записях его времени этого не вычитаешь - он
призывал малых птиц хвалить Бога, и те в духовном экстазе
хлопали своими крыльями и радостно щебетали. Легенды о святых -
а особенно это относится к ирландским святым - многое говорили
об их отношениях с животными, но я уверен, что всегда здесь была
цель - показать их человеческое господство над тварью. Франциск
же совершенно иной. Район вокруг Губбио в Апеннинах разорял
страшный волк. Как говорит легенда, св. Франциск поговорил с
волком и разъяснил ему ошибку в его действиях. Волк покаялся,
умер в ореоле Все они созданы для прославления трансцендентного Творца,
который в акте глубокого космического смирения и самоумаления
воплотился на Земле, лег беспомощным младенцем в ясли и в конце
земных дней умер повисшим на древе. Экспансию науки и техники невозможно понять исторически, если оставить без внимания специфику отношения к природе, глубоко укорененного в христианской догматике. Тот факт, что многие вовсе не считают это отношение христианским, не имеет никакого значения. В нашем обществе не была принята никакая другая система основополагающих ценностей, чтобы заменить ею прежние христианские ценности. Следовательно, мы и дальше будем идти по пути углубления
экологического кризиса, пока не отвергнем христианскую догму,
согласно которой у природы нет никакого другого предназначения,
кроме как служить человеку. Корни наших бед столь основательно религиозны, что и средство избавления тоже должно стать религиозным по своей сути, как бы мы его ни называли. Мы должны заново осмыслить и глубоко пережить в душе, в чем же состоит наше подлинное предназначение и какова наша природа. Первоначальное францисканство обладало глубоко религиозным, хотя и еретическим пониманием духовной самоценности всего, что есть в природе, и это помогает нам найти направление к выходу. Я - за Франциска как святого покровителя для экологов. |