ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Дж. Рескин

РЕЛИГИЯ КРАСОТЫ



Итак, как эстетическое чувство свойственно человеку, то ничто человеческое не должно быть чуждо ему. Вооружившись этим орудием, как философией станем в каждом действии и в каждой идее, ей подчиненной, рассматривать ту роль, которую играют в нашей жизни красота природы.

В душе человека всегда найдутся отпечатки дивных картин природы, воспринятых его взором. В его сердце - различные настроения, порожденные сверкающим или мрачным видом горных массивов.

Интересуясь конечными причинами, видя насупившиеся скалы, он не скажет, подобно известному мыслителю: "а чему могут они служить? - Да, возможно, убежищем для животных", но станет ли он изучать - не созданы ли они, чтобы служить школами и храмами для всего человеческого рода, не являются ли они драгоценными иллюстрациями для летописи, или добрыми и простыми уроками для ученого, или тихим убежищем для мыслителя. Человек задает себе вопрос и о том, в какой связи история горных вершин находится с историей самых возвышенных мыслей.

Или, какую роль играют горные ландшафты для греков и итальянцев, и для остальных народов Европы? Отметим, например, тот факт, что у римлян нет ни одного уголка земли откуда не видно было бы гор, придающих характерную черту всем пейзажам.

Очертание гор Спарты, Коринфа, Афин, Рима, Флоренции, Пизы, и Вероны поразительны по своей красоте. И хотя в рассуждениях греков можно заметить некоторое пренебрежение, и даже отвращение к суровости гор, тем не менее, святилище Аполлона помещено было у них среди дельфийских утесов, а его трон на высокогорном Парнасе.

Может быть в этом созерцании родных картин природы и заключается источник многих великих идей, руководящих миром. Быть может в этом и основа, патриотизма. Пейзаж есть лик Матери- отчизны, которую иначе пришлось бы представлять себе в виде мертвой отвлеченности или чем-то вроде тяжелой, каменной женщины, воздвигнутой на площади Согласия. Действительно, когда думаешь о Родине, то вспоминается, не какая-нибудь толпа лысых и мрачных людей, жестикулирующих при газовом освещении парламента или пишущих законы за решетками канцелярских бюро, а нечто совсем иное: кружевное очертание гор, живописные речки, бегущие по долинам, синева полукруглых заливов, картины бескрайних равнин, пересекаемых то полями, то рощами; деревушки, раскинувшиеся вдоль дороги дым, подымающийся из городских труб и расстилающийся в синеве вечернего неба.

И чем прекраснее будет эта картина, тем больше будешь любить ту родину, которая является ее прообразом. Шотландец, например, обожает свою родину, потому что характерное отличие Шотландии от всех других стран северной Европы состоит в резкой контрастности очертаний ландшафта. Ряды холмов вдоль французких рек вполне похожи один на другой. Один изгиб оврага Черного леса является повторением такого же изгиба с противоположной стороны. Но на всем пространстве провинций Твида, Тевао, Гала, Теи, Форта и Клейда, не найдется ни одной частички оврага или уголка долины, которую обитатели этих мест не смогли бы отличить одну от другой.
И, наверно, нет такой страны, где бы корни воспоминаний не были бы крепко связаны именно с красотою природы, а не с гордыней людей. Поэтому невольно и задаешься вопросом - а не должна ли красота пейзажа служить отличительной чертой природы по преимуществу воспитывающей и формирующей человека?
(Печатается по Дж. Рескин, "Искусство и действительность", Москва, 1900 г.)
.



Рекламные ссылки: