ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Ирина Покровская, Ольга Волошина

ШПИЦБЕРГЕН: В ПЯТОЕ СТОЛЕТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - С НЕТРОНУТОЙ ПРИРОДОЙ

Факты о Шпицбергене
Год открытия: 1596
Площадь: 62 049 кв.км
Население: Около 3 000 человек, из них, Лонгирбюен - около 1050 норвежцев, Ню-Олесунн - около 30 норвежцев, Свеагрува - около 30 норвежцев, Исфьорд-Радио - 4 норвежца, Баренцбург - около 968 русских, Пирамида - около 643 русских, Хорнсунн - около 10 поляков
Административный центр: Канцелярия губернатора находится в Лонгирбюене, который является административным центром Шпицбергена. Решение многих административных вопросов находится в ведении угольных компаний в Лонгирбюене и Баренцбурге. В Баренцбурге имеется русское консульство.
Охраняемые природные территории: Национальный парк "Северо-Западный Шпицберген" (3560 кв.км), Национальный парк "Форланн" (640 кв.км.), Национальный парк "Южный Шпицберген" (5 300 кв.км.) 15 санктуариев по охране птиц Три территории, охраняющих растительность: Заповедник "Моффен" (8 кв.км.), Заповедник "Северо-Восточный Шпицберген" ( 19 030 кв.км) Заповедник "Юго-Восточный Шпицберген (6450 кв. км.)
Другая информация:
164 вида птиц,
3 широкораспространенных вида наземных млекопитающих: белый медведь, северный олень, песец.
- Собственные правила охраны окружающей среды,
- Собственные правила охраны культурных памятников,
- Университет,
- филиал Норвежского Полярного Института,
- Среднемесячная температура от - 15,3 град. до +5,8 град, но со значительными отклонениями как вниз, так и вверх.
- Полярная ночь 28.10.-14.02.
- Полярный день - 20.04.- 20.08.



В прошлом году исполнилось 400 лет открытию одного из самых притягательных арктических архипелагов - Шпицбергену. Эти 400 лет вместили столько исторических событий, знаменательных дат, трагедий и побед людей самых различных профессий и национальностей, что их хватило бы на освоение целого континента.
История архипелага создавалась самыми различными нациями - на него как бы спроецировалась многонациональность Западной Европы, рубеж между ней и Россией, даже названий он до сих пор имеет несколько - Шпицберген, Свальбард, Грумант.
Его современный статус уникален и определяется Свальбардским Договором 1920 г. согласно которому ряд стран, его подписавшие, имеют равные права на использование его ресурсов, но не могут делать это в военных целях. В реальности же лишь Россия и Норвегия имеют промышленные угольные разработки и поселки на Шпицбергене. Этот же договор возлагает ответственность за управление территорией, в том числе и природоохранное, на Норвегию.
Особенно ревностно норвежские природоохранники относятся к российской промышленности, заставляя ее действовать в соответствии с западными природоохранными нормами под жестким контролем. Результаты блестящи, а архипелаг Шпицберген может служить эталоном разумного природопользования в наиболее хрупких на земном шаре экосистемах - высокоарктических островных, заставляя завистливо вздыхать российских экологов и преисполняться уважением к своим норвежским коллегам.
Поэтому совершенно неожиданным, противным эдравому смыслу и логике явился в канун юбилея открытия Шпицбергена, прошлой весной, проект норвежских властей проложить первую на архипелаге транспортную магистраль 67 км длиной через наиболее живописные и первозданные территории Шпицбергена, через долину крупнейшей реки архипелага Рейндален для соединения двух норвежских поселков.
Наши коллеги - представители норвежских и международных природоохранных организаций сочли, что следующий шаг наиболее вероятен со стороны России, которая готовит проект строительства другой дороги в не менее экологически ценных местах Шпицбергена - от российского г.Баренцбурга до ближайшего аэропорта.
И вот, весной 1995 г. норвежские экологи попросили помощи от всего международного сообщества и организовали всемирную кампанию протеста против строительства магистрали.
Более 1.400 людей и организаций, в том числе и стран СНГ, присоединилось к кампании протеста, и строительство магистрали было приостановлено. В официальном ответе правительства Норвегии, подписанном премьер-министром, представителям WWF (Всемирный Фонда Охраны Дикой природы) говорится: "строительство транспортной магистрали снято с повестки дня норвежского правительства на многие годы". Это большой успех мирового сообщества. Спасибо всем, кто откликнулся на наш призыв!
Редакция альманаха "Живая Арктика" будет следить за развитией ситуации и стараться информировать Вас о дальнейшем ходе событий на Шпицбергене.
Кроме того, Вы можете получить сведения о ситуации не только от нас, но по адресу: WWF,P.O.Box 6784 St. Olavspl., N-0130 Oslo,
Fax: +47-22200666, Tel: +47-22203777
e-mail: wwfap@oslonett.no

ПОБЕДА ПРИРОДЫ ШПИЦБЕРГЕНА

Решающее голосование норвежского парламента


Осло. "Шпицберген - одна из природных территорий мира, управляемых наилучшим образом" - такое заключение норвежского правительства, выражающее его точку зрения на проблемы архипелага, расположенного в высоких арктических широтах, было сделано еще в в начале 1995г. А сегодня парламент Норвегии (стортинг) пошел еще дальше в отношении прежних планов охраны природы Шпицбергена. После дебатов и голосования в октябре 1995 г. парламент запросил правительство, чтобы оно представило новый пакет предложений по охране биологически ценных областей.
На сегодняшний день более 57% территории архипелага охраняется в национальных парках и природных резерватах , - это не считая 14 санктуариев для птиц, прибрежных равнин, участков, покрытых льдами и с бедной растительностью. Другие важные территории, такие, например, как обширная долина в центре Шпицбергена, занятая тундрой, до сих пор остаются без охраны. Эти участки до последнего времени были мишенью для планов построения первой дороги дальнего сообщения на Шпицбергене между норвежскими населенными пунктами Лонгирбюен и Свеагрува.
Сегодня ясно, что планы построения этой дороги уже приостановлены на неопределенно долгое время. Однако 10 месяцев назад никто не мог представить, что кампания протеста против построения магистрали, начатая WWF и другими природоохранными организациями, будет успешной. Эта кампания как бы высветила прожектором уникальность дикой природы Шпицбергенаа и способствовала ее защите. Парламентарии всех партий состязались в наиболее убедительных природоохранных аргументах, в своих попытках повлиять на правительство уделить больше внимания охране природной ценности архипелага и прилегающей акватории Баренцева моря. Природа Шпицбергенаа одержала большую победу.
Парламент одобрил предложения правительства по дальнейшей охране природы Шпицбергенаа, которые были сформулированы министром охраны среды "в своем последнем чистовом варианте" и представлены еще 10 февраля 1995 г. . Но Концепция Комитета по вопросам энергии и окружающей среды, которая легла в основу решения парламента, оказалась еще радикальнее и сформулировала дальнейшую политику Норвегии в отношении Шпицбергена. Следующие пункты этой Концепции были приняты парламентом или абсолютным большинством голосов, или не вызвали возражений:

* Шпицберген представляет значительную часть последней нетронутой природы Норвегии и Европы с уникальным качеством среды и уязвимыми экосистемами, хозяйственное использование которых требует серьезного обоснования.
* В рамках международного договора о Шпицбергене Норвегия несет большую ответственность за судьбу этих уязвимых экосистем. В случае конфликта разных интересов на Шпицбергене соображения охраны среды должны иметь решающее значение.
* В частности, увеличивающийся туризм - это вызов управлению ар- хипелагом и должен быть регламентирован, как и многое другое, соответствующим менеджмент-планом.
* Поскольку местообитания с богатой дикой природой недостаточно репрезентативны в существующей сети природных резерватов, правительство просят выступить с предложением по созданию новых природных резерватов в биологически продуктивных областях Шпицбергена.
* Чрезвычайное значение морских акваторий, окружающих архипелаг, уже хорошо известно. По этой причине правительство просят оценить необходимость более основательной охраны моря.
* Правительство просит о создании нового конкретного природного резервата на Медвежьем острове (Bear Island, одного из самых важных для морских птиц островов Баренцева моря, расположенного на середине пути между Шпицбергеном и континентальным берегом Норвегии).
* Задачи природных резерватов - охранять ненарушенные ландшафты Арктики и обеспечивать безопасность естественным процессам экологических изменений. В этим контексте должны быть найдены способы сделать минимальным воздействие транспорта, в частности, перевозок, связанных с круизами. Поддерживается идея брать плату за приближение к природным резерватам, которая затем будет использована на нужды менеджмента этих территорий. Должны быть введены более эффективные ограничения, чтобы справиться с проблемой увеличения потока снегоходов и горнолыжников. Предлагаются зоны, в которых горнолыжный спорт запрещен , а также другие подобные меры.
* Что касается управления за пределами особо охраняемых террито- рий, то планы Store Norske Spitsbergen Kulkompani (норвежской транспортно-снабженческой компании) построить дорогу и линию электропередач между Лонгирбюеном и Свеагрува отклонены как путь развития, который несомненно вреден для среды и находится в прямом противоречии с целью сохранения природы Шпицбергена.
* Исходя из перспектив глобальной охраны климата, тот факт, что Норвегия экспортирует каменный уголь, добыча которого субсидируется, следует признать неудачным.
* Закон об охране окружающей среды Шпицбергена должен быть дополнен специальным разделом, регламентирующим обеспечение безопасности и сохранение дикой природы."

Правительству был сделан общий запрос, чтобы предпринять полную оценку сообщества Шпицбергена, принимая во внимание связь между окружающей средой, добычей угля и другими отраслями экономики и международной политики.
В дополнение к своевременным рекомендациям Комитета по вопросам энергии и окружающей среды, министр окружающей среды, Турбьерн Бернцен, подвергся критике за то, что он не включил "в чистовой вариант" проблемы добычи угля и планов построения магистрали. В своем ответе Бернцен расценил все эти комментарии как полную поддержку его политики: "Я очень благодарен Комитету по вопросам энергии и окружающей среды за поддержку всех существенных пунктов предложений правительства по усилению охраны природы Шпицбергена в его Концепции. Это дает основание сделать Шпицберген уникальной природной территорией и сохранить ее для будущих поколений."
На основе этого будет начато выполнение всех этих благоразумных заключений и рекомендаций, предстоит также проследить, как они будут выполняться в будущем. Однако, хотя многие из наших собственных идей и предложений стали сегодня официальной политикой, еще много предстоит сделать.
Существуют неразрешенные проблемы, такие, как "парадокс" (так назвали ее парламентарии разных партий): что Норвегия субсидирует добычу угля на Шпицбергенее по социальным, культурным причинам и соображениям суверенитета в размере сотен миллионов крон, зная,что экономической или экологической выгоды не будет никогда. Однако, вопреки здравому смыслу и мнению всех политических партий, что эта практика подрывает международный престиж Норвегии, а также не только поддерживает эмиссию углекислого газа, но и способствует затрате энергии и газа, - предложение не открывать новые угольные шахты на Шпицбергене, не получило в парламенте достаточной поддержки. Это предложение было отклонено всего 12 парламентариями (из 90), которые присутствовали в тот день на голосовании.
Туризм определяется как одна из проблем со многими открытыми вопросами, которые, конечно же, заслуживают большего внимания со стороны природоохранных организаций. Конструктивное решение, возможно, состоит в том, чтобы предлагать туристам возможность встречи с дикой природой и в то же время использовать прибыли от туризма в целях охраны природы и минимализировать ущерб окружающей среде.
Интересно будет посмотреть, сможет ли правительство связать будущее планирование охраны природы с нашим (WWF) предложением включить Шпицберген в международную сеть охраны природы и мероприятия по управлению ресурсами севера Баренцева моря совместно с Россией. Важность окружающих морских территорий для экосистем Шпицбергенаа должна, наконец, быть осознана.
В любом случае, последние решения парламента Норвегии дает основания для оптимизма. Они показывают, что дело охраны природы окупается и что есть немало людей, которые его поддерживают, например, те, кто написал письма и открытки , выражая свое беспокойство по поводу планов строительства магистрали."
Петер Прокош,
главный координатор Арктической программы WWF

БУДУЩИЙ ГОРОД-ПРИВИДЕНИЕ


"Все меньше и меньше людей сейчас работает на угольных шахтах в российских населенных пунктах Баренцбург и Пирамида на Шпицбергене (Норвегия). Как сообщает местная норвежская газета (Svalbardposten, No 42, 1995), это следствие новой политики Москвы в отношении Шпицбергена.
Сокращение населения сейчас только начинается; хорошо информированные источники сообщили газете, что российсие финансовые субсидии этим городам заканчиваются в 1997 г. Свальбардпостен полагает, что это означает конец присутствия России на Шпицбергене.
Губернатор Шпицбергена Анн Кристин Олсен признала, что хотя она не знает всех деталей планов России на будущее, похоже, что Россия будет продолжать политику уменьшения русского населения на Шпицбергене, которая началась с 1994 г.
Русский консул в Баренцбурге Владимир Якушин признал, что перемены уже начались, но неизвестен их масштаб. Консул также осведомлен, что субсидии из Москвы прекратятся, но не может осветить детали.При этом он очень расстроен, что новые политические сигналы из Москвы могут свидетельствовать о перемене сегодняшней политики.
Несколько лет назад на Шпицбергене жило 2.500 русских. В августе 1995 было только 968 человек в Баренцбурге и 663 - в Пирамиде. Нет сомнений, что политические и экономические перемены внутри России отразятся на русском присутствии на Шпицбергене. Остается гадать, означает ли прекращение субсидирования конец российской угледобычи на Шпицбергене."

Хавард Малвик.
Перевод и подборку материалов из периодического издания WWF "Arctic Bulletin" N 4, 1995, сделала Ольга Волошина.


Рекламные ссылки: