Ольга Мурашко, Координатор Московской группы IWGIA
ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ
В июне 1989 г. делегация СССР подписала Международную Конвенцию
169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. В 1990 г. в марте в Москве был проведен Первый съезд коренных малочисленных народов Севера. Таким образом, тема о специфике развития и особых этнических правах
малочисленных коренных народов Севера была легализована и впервые за многие годы в СССР стала предметом публичного обсуждения.
В 1990-1991 годах были образованы сразу несколько общественных организаций коренных малочисленных народов Севера: Ассоциация малочисленных народов Севера (1990), Депутатская Ассамблея малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
(1991), Международная Лига малочисленных народов и этнических групп (1991).
Все эти организации возникали в Москве, были поддержаны представителями высшей государственной власти и проводили свои учредительные съезды в предоставленных им
правительственных зданиях.
Лидеры малочисленных народов получили возможность объединиться и высказать государству свои претензии и требования. Это было время надежд и ожиданий, период бурной законотворческой деятельности. Казалось, что достаточно перечислить все
недостатки государственной политики прошлых лет, принять справедливые законы - и наступит хорошая жизнь для всех народов России.
В 1990 - 1992 г. государственными органами власти был принят ряд документов декларативного характера (Постановлений, Указов), разработанных в духе Конвеции 169, в новую Конституцию была внесена статья 69, гарантировавшая соблюдение международных
принципов и норм в отношениях государства и коренных малочисленных народов России.
В 1992 г. вышли Постановления Верховного Совета, Правительства и Указ Президента (от 22 апреля 1992 г), правозгласившие основные принципы и направления политики
государства по отношению к коренным малочисленным народам: в местах традиционного расселения коренных народов Севера предполагалось организовать органы общественного самоуправления (национальные районы, сельские советы, родовые общины), объединениям
этих народов предполагалась безвозмездно передать в собственность территории традиционного природопользования, обеспечить приоритетное право использования природных ресурсов.
Все эти права предполагалось закрепить в особых Законах "О правовом статусе коренных народов Севера", "О правовом статусе национального района, сельского и поселкового Советов, родовых и общинных Советов, родовых и общинных Советов","О
территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов". В Указе был определен срок принятия этих законов - "до конца 1992 г.". Законы были подготовлены, первый из них был принят Верховным Советом России летом 1993 г., но
отклонен Президентом. Затем Закон "Основы правового статуса малочисленных коренных народов России дважды принимались Государственной Думой и отклонялись Президентом. Остальные Законы по правам аборигенных народов разрабатывались, но органами
законодательной власти даже не рассматривались.
К концу 1993 г. наметился явный перелом в отношении властей к проблеме предоставления особых прав малочисленным коренным народам Севера, наметился и перелом в отношении общественных организаций аборигенов с центральной властью и своими
собственными московскими лидерами.
24 декабря 1993 г. Президентом был подписан Указ о Государственной программе приватизации муниципальных предприятий в Российской Федерации. В Приложении 2 к данному Указу - "Межреспубликанская программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в районах кранего Севера и приравненных к ним местностях" содержалось требование (пункт 10), о том, что местные программы приватизации "принимаются соответствующими органами местного самоуправления с учетом мнений ассоциаций малочисленных
народов Севера в той ее части, которая касается среды их жизнедеятельности".
Несмотря на это требование, за прошедшие два года, большинство колхозов, совхозов, госпромхозов, где трудились представители коренных народов Севера, оказались приватизированныии и преобразованными в акционерные общества таким образом, что их
национальные общины под разными предлогами не смогли получить своей доли орудий и средств производства, это обусловило в дальнейшем и недостаточное обеспечение их лимитами на возобновляемые традиционные ресурсы.
Рыночная экономика диктовала свои правила, а Федерального Закона, защищающего права коренных малочисленных народов не было. В этой ситуации, по-видимому , он казался уже несвоевременным и неуместным всем уровням власти.
Из всего вышесказанного следует, что прогноз в отношении принятия пакета Федеральных Законов по правам коренных малочисленных народов неблагоприятный. Очень многие в Государственной Думе и Федеральном Собрании сомневаются в целесообразности
разработки особого правового статуса малочисленных коренных народов и считают , что все граждане России должны иметь одинаковые права. Здесь не хотелось бы вступать в длинную дикуссию по этому поводу. Полезнее сделать практические выводы и оценить
современные возможности.
За этот же период центральные органы власти в некоторых федеральных Законах, вступивших в силу в 1991-1995 гг. ("Земельный кодекс РСФСР", "О плате за землю", "Об охране окружающей среды", "О недрах", "Об образовании" "О животном мире"и др.)
указали на особые права коренных народов Севера на природные ресурсы и специфику их культурного развития. Но как показывает практика, в этих законах отсутствует детальный механизм, позволяющий коренным народам реализовать эти особые права.
Сейчас в Государственной Думе готовятся Законы "Об охоте", "О рыболовстве", "О лесе". "О территориях традиционного природопользования", "Об общине". Это Законы о тех видах деятельности и ресурсах, в которых кровно заинтересовано коренное
население. Очень часто разработчики Законов в комитетах Государственной Думы просто не знают о конкретной специфики традиционных видов хозяйства и особенностей природопользования всех коренных малочисленных народов.
Мы призываем всех представителей коренных малочисленных народов Севера посылать свои предложения в профильные Комитеты: По природным ресурсам, По делам национальностей свои предложения (адрес: Москва, Геогиевский проезд, 4) и их копии в
Московскую группу IWGIA (адрес на последней странице), члены которой привлечены к разработке указанных Законов.
|