Ольга Мурашко, Дмитрий Богоявленский
ТРАГЕДИЯ В БУХТЕ ПРОВИДЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ 1996 ГОДА
СПИСОК ПОГИБШИХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ В ЧУКОТСКОЙ ТРАГЕДИИ
Мумихтыкак Борис, эскимос,
Гальгаугье Николай, эскимос, морзверобой,
Пика Александр, этнограф, руководитель проекта с российской стороны,
Макнабб Стивен, гражданин США, антрополог, руководитель проекта с американской стороны,
Ричардс Уильям, гражданин США, психолог, участник проекта,
Кондон Ричард , гражданин США, антрополог, консультант проекта,
Рахтилькун Вера, эскимоска,
Анкалина Нина, эскимоска,
Авальнун Николай, эскимос,
Панаугье Тимофей, эскимос, морзверобой,
Панаугье Дмитрий, эскимос, морзверобой,
Панаугье Валентина, эскимоска,
Тальпуки Виктор, эскимос,
Вашурин Анатолий, эскимос.
Четырнадцать пропавших без вести - много это или мало?
Для семи сотен жителей поселка Сиреников восемь погибших - очень много.
Число умерших из года в год растет, и главная причина роста - не смерти от болезней и старости, а "неестественные смерти" - самоубийства, убийства, несчастные случаи, а среди них на первом месте утопления.
Служба обеспечения безопасности на море, как и многие подобные службы в нашей стране, практически не работает.
Нет горючего и многого другого, а главное - нет человечности и ответственности."
А кто оплатит все расходы на поиски?" - спрашивают представители власти на Чукотке.
"А сколько народу пропало без вести в Чечне."- был типовой ответ на все наши вопросы в Москве и просьбы продолжить поиски.
Глухота к чужой смерти или даже вхождение во вкус страшной статистики - это опаснейший синдром, распространившийся в последнее время, с которым нам пришлось столкнуться. Каждая смерть страшна, ее надо уметь пережить по-человечески.
Со смирением - да, ибо все в руках Божиих. Но нельзя людям допускать в себе безразличия, хладнокровия, переходящего в какое-то статистическое сладострастие.
Погибших эскимосов без достаточных оснований, до получения результатов экспертизы, публично (в местной газете) обвиняют в том, что они были нетрезвыми, разрешения округа.
Да, действительно, окружные власти уже несколько лет "не дают разрешения" или другими способами ставят палки в колеса экспедициям, приехавшим из Москвы, в том числе и международным.
Достаточно вспомнить нашумевший в 1993 г. случай, когда на Чукотке была задержана "до выяснения личностей" совместная российско-германская археологическая экспедиция, приехавшая на раскопки Эквенского могильника.
Эта экспедиция имела все полагающиеся по закону разрешения от Академии наук и от Министерства культуры Российской федерации. Но окружному начальству этого показалось мало. В результате - запрет!
Мы ничего не знаем о мотивах запрета или отсутствия разрешения на работу экспедиции Александра Пики окружным начальством - они не были оглашены.
Мы можем только предполагать, что для администрации Чукотского национального округа были нежелательны международные исследования, включавшие изучение условий жизни коренного населения, проблемы распространения алкоголизма и смертности от несчастных случаев, при создавшейся в округе ситуации, когда в один месяц от несчастных случаев погибло 12 человек из числа коренного населения.
Нежелание администрации идти на сотрудничество с учеными в этой ситуации заставляет проявлять огромное беспокойство за судьбу коренного населения округа, вверенного и доверившегося этой администрации.
Конечной целью нашего проекта было: "...выработка практических рекомендаций для лучшей и ориентации и повышения эффективности государственных, региональных и местных программ социальной и демографической политики...".
Сможем ли мы когда-нибудь найти у администрации Чукотского национального округа понимание, что постоянное исследование проблем коренного населения, в быстро меняющихся современных условиях, необходимо и что помощь администрации округа в этом деле, предлагаемую российскими и американскими учеными, нужно принимать и использовать, а не отвергать без объяснения причин.
Сепаратистская амбициозность администрации Чукотского национального округа уже дает свои горькие плоды и самый страшный урожай собран в сентябре 1995г.
|