ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
"Живая Арктика"

Александр П И К А

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ПИКИ






7 сентября 1995 г. из эскимосского поселка Сиреники, что на северном берегу Анадырского залива, в райцентр Провидения отошла байдара с девятью человеками на борту. На ней находились владелец лодки эскимос Борис Мумихтыкак, старый морзверобой -рулевой Николай Гальгаугье, Александр Пика - Зав. лабораторией этнической демографии Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, три американских ученых: Стивен Макнабб - директор Института социальных исследований, Вильям Ричардс -руководитель центра психического здоровья Службы здоровья коренного населения Аляски, Ричард Кондон - профессор Арканзасского Университета, редактор журнала "Арктическая Антропология" и три попутчика - эскимосы Вера Рахтилькун, Нина Анкалина, Николай Авальнун. В Сиреники байдара не пришла. 9 сентября около мыса Лисовского обнаружили перевернутую байдару Мумихтыкака. Затем в нескольких километрах восточнее, у мыса Столетия было найдено тело Стива Макнабба. А позже, в пяти км западнее - тело Веры Рахтылькун. 12 сентября в районе мыса Столетия тела Галгаугье и Авальнун, больше с этой байдары никого не нашли. А в ночь на 8 сентября близ села Нунлигран была обнаружена другая байдара, перевернутая и с обрубленным носом, которая отправилась из Сиреников тоже 7 сентября, но в противоположную сторону. На ней было пять человек, которые шли к озеру Аччен на лов рыбы.
Причины гибели обоих байдар неясны. Александр Пика и его американские коллеги были участниками проекта "Социальные изменения на Севере: Американская Аляска и Российский Дальний Восток". Всех их беспокоили одинаковые проблемы: почему, несмотря на разницу в экономическом развитии, коренное население обеих стран, по сравнению с остальным населением, страдает более частой заболеваемостью, распространением алкоголизма, смертностью от несчастных случаев и самоубийств, имеет более низкий уровень жизни.
Целью проекта было понять причины этих явлений и выработать рекомендации для осуществления государственных и региональных программ социальной и демографическй политики. Предполагалось в течении четырех лет по единым программам изучать современное положение и проблемы коренного населения 16 поселков - шести на Аляске, четырех на Чукотке и шести на Камчатке. Эту работу, как и многое другое, Александру Пике завершить не удалось. Он прожил слишком короткую жизнь.
Александр Пика родился 1 января 1951 г. в г.Уссурийске, Приморского края. В 1972 г. после службы в армии поступил в Московский Университет на кафедру этнографии, закончив ее поступил в аспирантуру и в 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию "Сосьвинские манси как этносоциальная общность". С 1978 по 1981 г. Саша Пика работал в Институте охраны природы, где занимался изучением традиционного природопользования коренных народов Сибири. В 1981 г. он стал сотрудником отдела демографии Института социалогических исследований АН СССР, а с 1987 г. его научная деятельность связана с Центром демографии и экологии человека в Институте народохозяйственного прогнозирования РАН. Научные интересы Саши Пики со студенческих лет были связаны с Севером и его коренными жителями. В отличие от многих научных работников, изучавших проблемы коренного населения Севера в качестве квалифицированных любознате-льных наблюдателей, Саша всегда занимал активную позицию на стороне коренных северян. Он всегда стремился принять участие в обсуждении любых проектов освоения ресурсов Севера, защищая права коренного населения.
Саша Пика приложил очень много сил при подготовке Первого съезда коренных малочисленных народов Севера. С ним регулярно советовались лидеры малочисленных народов Севера, а также сотрудники бывшего Госкомсевера, ныне Миннаца РФ. Саша Пика очень активно участвовал в международной деятельности, связанной с изучением и защитой прав коренных народов. Он был инициатором вступления московской группы ученых "Тревожный Север" в Международную рабочую группу по делам коренных народов (IWGIA) - независимой международной организации, имеющей официальный консультативный статус неправительственной организации в ООН. А.И.Пика много общался с зарубежными коллегами, и по их мнению, был человеком, который способствуя преодолению предрассудков между западными и советскими учеными, всегда умел отстаивать интересы своей страны. С 1993 г. Александр Пика был российским руководителем совместного с США проекта "Социальные изменения у коренного населения Аляски и Севера России".Саша умел находить людей и располагать их к себе. Так он нашел Стива Макнабба, американского ученого, озабоченного проблемами не только аляскинских аборигенов, но и российских. Саша сумел в наше время найти средства для большой и нужной работы, к которой лежит сердце, и организовать ее. Он сумел приучить себя и нас работать в непривычном для нас темпе. Каждый год экспедиции, монографии, доклады, статьи. Саша всегда придавал любому делу законченную форму и доводил его до конца. За последние четыре года он сумел вдохнуть вторую жизнь в нашу группу ученых "Тревожный Север", которую когда-то собрали Б.Б.Прохоров, И.И.Крупник и М.А.Членов. Он познакомился с датскими учеными, которые предложили сделать нашу группу коллективным членом IWGIA (Международной рабочей группы по делам коренного населения). Имея международный статус и находясь в гуще международной и отечественной информации мы смогли снабдить полезными документами почти все ассоциации коренных народов Севера России.
Наши размышления о проблемах Севера, доклады, отчеты и статьи Саша мягко заставил нас довести до ума и включил в 1993 г. в книгу "Неотрадиционализм на Российском Севере", на которую мы до сих пор получаем благодарные отклики.
Свою собственную удачу - обнаружение архива и знакомство с родственниками замечательного русского исследователя Севера В.П. Евладова он превратил в монографию о нем, а в свои последние дни перед экспедицией на Чукотку готовил выставку фотографий со старых евладовских негативов.
Саша умел и любил путешествовать, умел видеть жизнь такой как она есть и любить ее. Наверное, поэтому у него получались такие удачные фотографии. Саша любил Север во всей его дикой красоте и ужасе. В последние годы он изучал самые тяжелые явления - алкоголизм, самоубийства, насильственную смертность, смертность от несчастных случаев. Всего этого на Севере слишком много. Саша умел находить хороших людей - и наши американские коллеги Стив, Билл, Рик - были прекрасными людьми, с их стороны чувствовалось постоянное дружелюбие, желание понять и помочь.
Правление IWGIA и многие международные научные организации выразили свое глубочайшее соболезнование и сожаление в связи с гибелью Александра Пики, подчеркивая его огромный вклад в науку и международное движение за права коренных народов. Мы, его коллеги и соратники по научным исследованиям и общественной деятельности, выражая всю нашу скорбь о невосполнимости утраты замечательного человека, друга и ученого Александра Пики, обращаемся ко всем, кто готов вместе с нами продолжать борьбу за спасение российского Севера и право его коренных народов на самобытное развитие, помнить о заключительных словах его последней работы.
"Реализация прав аборигенных народов в соответствии со Статьей 69 Конституции Российской Федерации является обязанностью государства. Любое общественное движение в защиту прав аборигенных народов в соответствии с международными стандартами также вполне законно и является конституционной обязанностью граждан."

 

В память об Александре Пике

Вильям В. Фицхью
(Директор Арктического Научного Центра Национальный Музей Естественной Истории Смитсониевский Институт, США)


Арктический Научный Центр и американские специалисты по Арктике скорбят о гибели Александра Пики. Его трагическая гибель особенно тяжела в момент, когда народы и культуры Севера находятся в состоянии стресса и переживают острые социальные и экономические перемены.
Научная деятельность Александра Пики, его исследования в области демографии, здоровья и близких сфер антропологии и социологии значительно углубили наше понимание современных проблем северных народов.
Его работа была нужна и поддерживалась как политиками, государственными деятелями, учеными, так и самими северными жителями. Он был один из немногих арктических специалистов, чья деятельность прямо и непосредственно приносила пользу жителям Севера - как в практическом, так и в научном и духовном смыслах. Он любил этих людей и был любим ими. Все это относится и к его американским коллегам, которые погибли вместе с ним в трагической катастрофе в бухте Провидения.
Саша и его деятельность были хорошо известны американским ученым. Он был представителем нового поколения независимых российских исследователей, которые своим интересом к честному и полноценному сотрудничеству создали совершенно новые условия для международных научных исследований. Сашина работа по проекту "Сравнительное исследование социальных трансформаций на Крайнем Севере", финансируемому Национальным Исследовательским Фондом США была хорошим примером тех огромных личных и научных ресурсов, которые он вносил в подобные совместные проекты. И этот пример далеко не единичен. Я лично близко познакомился с Сашей Пикой в ходе нашего совместного проекта по организации передвижной выставки архивных фотографий ненцев и жителей Ямала. Саша нашел старую коллекцию негативов, стеклянных пластинок, снятых Владимиром Евладовым во время его экспедиции на Ямал в 1928/29 годах. Эту коллекцию он и предложил подготовить для передвижной выставке на Ямале. На моих глазах Саша и Игорь Крупник в течение шести месяцев демонстрировали свои до того скрытые таланты музейных кураторов и выработали по факсу и электронной почте всю организационную схему выставки.
Затем были многонедельные поиски рамок и картонов для фотографий и огромных картонных коробок; и, наконец, Сашино сражение по погрузке этих коробок в переполненный рейс "Дельты" из Нью-Йорка в Москву. Уже в эти дни мы узнали от его жены, что Саша сумел таки полностью закончить весь проект - отпечатки, рамки, картоны, подписи к фотографиям - в течение минувшего лета. Через несколько месяцев мы повезем эту выставку в Салехард - уже не только в память о Евладове и его наследии, но и в память о наследии Саши Пики и о нем самом.
Грустно, что Саша Пика уже стал легендой. И мы можем только надеяться, что его пример будет стимулом для других быть в будущем похожими на него - широтой интеллекта, стилем, достоинством и чувством юмора.

г. Вашингтон. 13 октября 1995 г.

 

В ПАМЯТЬ О КОЛЛЕГЕ

Игорь Крупник



Александр Пика - был специалистом по коренным народам Российской Арктики и хорошо известен своими новаторскими публикациями по демографии и проблемам здравоохранения коренных жителей Сибири. Основной областью Сашиных интересов были традиционное природопользование, современные проблемы и социокультурные изменения у коренных жителей Российского Севера. Такие интересы мало способствовали легкой и успешной карьере в прежней советской науке.
Демографическая группа, членом которой Саша был с момента ее возникновения, не смогла опубликовать никаких результатов своих работ до самой политической оттепели конца 1980-х годов.
Когда же Сашины статьи о бедственном положении коренного населения Сибири наконец увидели свет ( см. "Малые народы Севера: из первобытного коммунизма в реальный социализм", 1989; "Большие проблемы малых народов (совместно с Б.Б.Прохоровым), 1988 и др.), они вызвали огромный общественный и международный резонанс.
В последние 15 лет Саша Пика очень много ездил по разным районам Российской Арктики, собирая статистические материалы для централизованного банка данных по демографии и здоровью коренных жителей Севера (см.. одну из его последних статей "Пространственно - временная динамика насильственной смертности среди коренного населения Российского Севера", опубликованную в журнале "Аrctic Anthropology", 1993). Поэтому Пика и его коллеги стали равноправными партнерами американских ученых в многолетнем проекте по исследованию социокультурных изменений в структуре семьи среди коренных жителей Сибири и Аляски. Этот проект был начат в 1992 году и финансировался Национальным Фондом Фундаментальных Исследований США; Саша был со-руководителем проекта вместе со Стивом МакНаббом.
Саша Пика был открытым, щедрым и доброжелательным человеком, всегда готовым к сотрудничеству.
Он пользовался любовью и уважением своих российских коллег и большого числа зарубежных специалистов по Арктике.
Его смерть нанесла тяжелый урон российской антропологической науке и движению за расширение прав малых народов Сибири. Потеря в этом смысле невосполнима.
Саша был опорой для своей семьи - жены Тани и двух сыновей - Кирилла и Андрея.
Поскольку тело Александра Пики не было найдено после катастрофы, официально он до сих пор числится "пропавшим без вести". Это значит, что его семья не может подавать на получение государственного пособия и пенсии по случаю потери кормильца.
Специальный "Фонд памяти Саши Пики" открыт при Арктическом научном центре в Смитсониевском Институте,США.

(Перепечатано с сокр. из "Anthropology Newsletter", 1995, vol.36 (8),Novem- ber,p.47)

 

Встречи в музее

Л.Липатова
(По поручению коллектива Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея.)


В библиотеке нашего музея есть альманах "Полярный круг" ( издательство "Мысль", 1989 год, Москва ), на внутренней обложке которого рукою А.И.Пики написаны строки: "Салехардскому краеведческому музею с благодарностью за большую и важную работу по изучению края, прекрасные музейные экспозиции и с пожеланием дальнейших успехов и процветания. 24.03.90г.".
Из этой книги мы узнали об Ямальской экспедиции Владимира Петровича Евладова в 1928-1929 гг. Это была его вторая экспедиция на Ямал. Александр Иванович Пика много времени и сил отдал поискам материалам как об этих экспедициях, так и о личности самого В.П.Евладова. Результатом этих поисков явилась книга "По тундрам Ямала к Белому острову" (Тюмень, 1992 г.).
В последнее время А.И.Пика работал над созданием фотовыставки, в которой были использованы уникальные фотографии, сделанные в экспедициях по Ямалу, из коллекции В.П.Евладова, бережно хранящиеся вместе с полевыми материалами, дневниками, сыном путешественника.
Мы ждали эту выставку в ноябре, но безвременная кончина Александра Ивановича сдвинула сроки. Теперь мы считаем, что открытие этой выставки будет своего рода данью памяти не только В.П.Евладову, но и ее автору.
Труды А.И.Пики, связанные с современными процессами социально-экономического развития Российского Севера, в особенности с проблемами этнического возрождения малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, также представляют очень большой интерес для нас, живущих на Ямальском Севере.
Мне довелось встречаться с ними и в Салехарде и в Москве и меня нисколько не удивила теплота и искренность, которую я испытала, побывав в его доме, иначе просто не могло быть. Каждая встреча с этими милыми людьми вселяла уверенность, что еще жив дух интеллигентности в России, что есть еще неравнодушные люди, думающие, мечтающие, страдающие и пытающиеся помочь в решении проблем, стоящих перед народами Севера.
Мы искренне считаем, что историко-этнографическая наука понесла тяжелую утрату в лице Александра Ивановича Пики.
Он немало успел сделать, но еще многое должен был и мог изучить. проанализировать, написать.... Жаль, бесконечно жаль эту оборвавшуюся творческую жизнь.
Трудно смириться с потерей. Мы выражаем глубокое соболезнование семье и близким Саши, всем тем, кто его любил и ценил.


Рекламные ссылки: